Когда в начале 2014 года вооруженные силы президента России Владимира Путина захватили Крымский полуостров, временное украинское правительство обсуждало вопрос о том, нужно ли бороться с «зелеными человечками», которых Россия туда перебросила. Между тем, позиция администрации Барака Обамы была абсолютно ясной: необходимо избежать военной конфронтации с Москвой. Сообщает инфоцентр warfare.com.ua со ссылкой на «Bloomberg«, США

Как недавно нам сообщили американские и украинские чиновники, это послание Белого дома Киеву было советом, а не приказом, и основывалось оно на целом ряде факторов. Тогда было неясно, что именно Россия делает на полуострове. Украинские вооруженные силы не были готовы к тому, чтобы противостоять российскому спецназу, который действовал в Крыму. Более того, в тот момент украинское правительство было всего лишь временной администрацией, которая должна была руководить страной до проведения выборов несколькими месяцами позже. По словам украинских чиновников, другие правительства европейских стран давали Киеву такой же совет.

фото: «Bloomberg«, США

фото: «Bloomberg«, США

Однако наибольшую тревогу вызывал президент России Владимир Путин.


Как недавно сообщили американские чиновники, Белый дом опасался, что, если украинские вооруженные силы попытаются отвоевать Крым, это даст Путину повод для начала более масштабной военной интервенции на Украине: он мог воспользоваться той же логикой, которой Москва руководствовалась, когда в 2008 году она вторглась в Грузию в ответ на упреждающий удар со стороны правительства в Тбилиси. Российские войска до сих пор оккупируют две грузинские провинции.

Сегодня многие эксперты и чиновники называют решение не воевать в Крыму началом украинской политики, основанной на идее о том, что уход от конфликта с Москвой поможет смягчить агрессию Путина. Но это оказалось просчетом. Прошло менее двух лет, а Крым практически забыт, сепаратистские формирования, за которыми стоит Россия, контролируют две крупные области Украины, а шаткому перемирию между двумя сторонами конфликта грозит крах.

«Отчасти стратегия России заключается в том, чтобы проверять и прощупывать, когда она не сталкивается с ответной реакцией и противодействием, — сказал Деймон Уилсон (Damon Wilson), вице-президент Атлантического совета США. — И, если России с самого начала не дать отпор, ее амбиции начинают расти. Как показали события в Крыму, Путин занял позицию отрицания, и существовала вероятность того, что Россия отступит».

Когда российские подразделения специального назначения, военные и офицеры разведки захватили Крым, это очень удивило американское правительство. Примерно за сутки до начала скрытого вторжения аналитики американской разведки доложили Конгрессу, что наращивание российских войск у украинской границы — это блеф. Правительство Украины, наспех собранное после того, как президент Виктор Янукович бежал из Киева в Россию в результате гражданских протестов, находилось в состоянии кризиса. Страна готовилась в выборам, а ее пришедшая в упадок армия была совершенно не готова к войне.

Внутри киевского правительства тоже шли споры. Некоторые чиновники настаивали на том, что страна должна собраться с силами и дать отпор России в Крыму. В связи с этим украинское правительство даже обратилось к Вашингтону с вопросом о том, какую военную помощь тот сможет оказать. Украинцы понимали, что в отсутствие быстрой и существенной поддержки со стороны США военная операция по защите Крыма не имеет практически никаких шансов на успех.

«Не думаю, что украинская армия была хорошо подготовлена к тому, чтобы дать решительный отпор сильной российской армии и помешать скрытому вторжению на ее территорию», — сказал Эндрю Вайсс (Andrew Weiss), эксперт по России и вице-президент Фонда Карнеги. В тот момент этой точки зрения придерживались многие представители руководства американской армии и разведки.

Кроме того, необходимо было учитывать и действия Путина. В течение многих недель и месяцев до крымской операции президент России внушал своему народу, что русскоязычному населению на Украине и в других бывших советских республиках угрожает опасность.

«Они действительно оказались в ловушке, — прокомментировал ситуацию Уилсон, который занимал должность директора по европейским делам в Совете национальной безопасности в 2008 году, когда Россия вторглась в Грузию. — Любая силовая реакция Украины в отношении этих неизвестных русскоязычных граждан вписывалась бы в уже созданную Путиным концепцию, согласно которой действия Украины угрожают жизни русских, и тогда у него появился бы повод объявить, что он отправляет российские войска на помощь оказавшимся в опасности русским».

Белый дом отказался прокомментировать содержание внутренних переговоров с украинским правительством. Но один высокопоставленный чиновник администрации сообщил нам, что США не признают оккупацию и аннексию Крыма Россией, указав на санкции, которые США и Европа ввели в отношении России в связи с кризисом на Украине.

«Мы будем продолжать оказывать давление на Россию, чтобы она выполнила свои обязательства в соответствии с Минским соглашением и восстановила территориальную целостность Украины, в том числе вернула Крым», — добавил этот чиновник.

С момента аннексии Крыма в марте 2014 года внутри администрации образовалась группа высокопоставленных чиновников, которые безуспешно пытались убедить Обаму разрешить поставки смертельного оружия украинским военным. По некоторым данным, среди этих чиновников были госсекретарь Джон Керри (John Kerry), его помощник по делам Европы Виктория Нуланд (Victoria Nuland), министр обороны Эштон Картер (Ashton Carter), а также главнокомандующий объединенных сил НАТО генерал Филип Бридлав (Philip Breedlove).

В частных разговорах Обама говорил американским законодателям, что его решение не предоставлять украинцам оружие отчасти связано с желанием избежать прямой военной конфронтации с Россией, как объяснил один республиканец, который принимал участие в одной из таких бесед. США пообещали предоставить украинской армии значительное количество нелетального оборудования, однако его поставки часто откладывались. Между тем, прямое военное вмешательство России на востоке Украины сохранялось на высоком уровне.

Даже бывшие чиновники администрации Обамы по России признают, что прошлогоднее решение Украины отдать Крым Москве, хотя и было оправданным в тот момент, обернулось ростом агрессии со стороны Путина.

«Послужило бы сокрушительное поражение в Крыму интересам временного правительства? Вероятно, нет», — прокомментировал бывший посол США в России Майкл Макфол (Michael McFaul), который в настоящий момент является научным сотрудником Института Гувера при Стэнфордском университете. Тем не менее, по словам Макфола, та легкость, с которой Путину удалось захватить Крым, вероятно, подтолкнула его к расширению его кампании на востоке Украины: «Думаю, Путин был удивлен тем, как легко ему дался Крым, и поэтому, когда кто-то сказал, а давайте посмотрим, что еще можно сделать, он решил рискнуть».

Администрация Обамы до сих пор стремится к восстановлению российско-американских отношений. После продолжительного периода охлаждения майский визит Керри в Сочи стал началом более решительных попыток наладить сотрудничество между Россией и США по ряду вопросов, в том числе по вопросу гражданской войны в Сирии. С точки зрения Белого дома, украинский кризис — это всего лишь одна из проблем в стратегических взаимоотношениях между двумя мировыми державами.

Однако для украинцев продолжающаяся военная интервенция России является экзистенциальной угрозой, поэтому они просят оказать им помощь. Хотя в начале 2014 года многие украинцы были согласны с тем, что давать России военный отпор слишком рискованно, сейчас расклад изменился. Украинская армия повсюду воюет с русскими, а Путин снова угрожает развитием вторжения, чтобы заставить Запад отказаться от помощи Украине. Если помощь не придет, Путин может решить, что даже в случае еще более серьезного вмешательства расплачиваться за него ему не придется.