Для Путина и его окружения главным вопросом остается частичное снятие европейских санкций против России, введенных в июле прошлого года после сбития малайзийского Боинга над Донбассом. Те санкции были введены сроком на год, и раньше истечения этого срока отменить их нереально: для этого понадобится консенсус всех 28 стран-членов ЕС, чего достичь невозможно. Но вот продлить эти санкции — непростое дело, тут тоже нужен будет консенсус. Сообщает Война в Украине со ссылкой на glavcom.ua

Для этого Путин сейчас пытается сколотить коалицию из про-российских государств ЕС, которые потенциально могут выступить против продления санкций. Для этого он за последние 2 месяца встречался с четыремя лидерами государств-членов Евросоюза — венгерским премьером Орбаном, президентом Кипра (забыл как его фамилия и неважно), греком Цитрусом и итальянским премьером Ренци. Среди возможных стран-кандидатов, которых Россия также обрабатывает на вхождение в эту коалицию — Австрия, Чехия, Словакия.

b-00266352-a-00028308

фото: http://glavcom.ua

 

Ситуация здесь такова, что если Путину удастся убедить выступить против продления санкций только «мелкие» страны типа Греции, Венгрии или Кипра, то шансы его невысоки — ЕСовский «крупняк» их продавит, Меркель цыкнет на них и всё. Поэтому Путин и Ко. делают все, чтобы втащить в эту импровизированную коалицию крупные страны типа Италии. Насколько это получится, покажет время, но пока в Европе настроения по поводу отмены санкций не очень, потому что военное напряжение в Донбассе продолжает оставаться серьезным, и произошло по сути только затишье, но никакой реальной деэскалации и серьезной демилитаризации зоны конфликта не произошло. К тому же ближе к июлю сторонники продления санкций наверняка выложат на стол некие более серьезные карты, типа доклада о расследовании причин катастрофы Боинга над Донбассом, где виновными, с большой долей вероятности, назовут российских военных (я сразу предполагал, что Боинг сбили даже не донбасские сепаратисты, а именно ввезенный через границу российский расчет, так как обезьяны пользоваться сложной техникой и сбивать ею самолеты на высоте 10000 м не умеют).

Почему отмена европейских санкций критически важна для Путина?

С их введением российский бизнес попал практически в полную международную кредитную блокаду — нам больше не дают частных займов. Причем не дают не только компаниям, попавшим в санкционные списки, а на всякий случай всем русским вообще — мало ли куда они вторгнутся завтра, и под санкции теперь уже попадет более широкий круг банков и компаний. В результате Россия столкнулась с беспрецедентным кредитным сжатием на международных финансовых рынках — по свежим данным ЦБ, совокупные внешние заимствования российских банков и компаний сократились с $660 млрд по состоянию на 1 июля 2014 года до $509 млрд на 1 апреля этого года, т.е. более чем на $150 млрд за 9 месяцев.

Заместить это кредитное сжатие нечем. На внутреннем рынке наша финансовая система мобилизовывать деньги не умеет, китайцы, вопреки надеждам, не дали нам ничего и не дадут. Экономика столкнулась с крупнейшим кризисом финансирования, которое пока замещают растратой резервов — резервные фонды Минфина за 2 месяца сократились более чем на 2 трлн рублей. Но это ненадолго хватит такими темпами, по триллиончику в месяц.

Поэтому сейчас ключевая стратегия Кремлинов — попытаться отменить европейские санкции, чтобы хотя бы частично возобновить поток западных кредитов в Россию. Для этого Путин и обхаживает доступных для общения глав государств ЕС.

Эта идея провалится с треском, как и предыдущие глобальные идеи прошедшего года. Первой идеей было что серьезных санкций против корпоративного и банковского сектора Запад не введет, ограничившись точечными санкциями против чиновников по «белорусскому» варианту. Второй — что Европа к серьезным санкциям не присоединится в отличие от США. Третьей — что нас зальет финансированием Китай. Все эти надежды не сбылись.

Не сбудется и надежда на отмену европейских санкций в июле. Даже если отмена произойдет, ключевая проблема сейчас — не санкции правительств, а самоцензура европейских банков. Банки уже серьезно переоценили политические риски российских заемщиков, теперь Россия котируется как непредсказуемая страна, способная нападать на соседей, в связи с чем, даже если часть санкций снимут, кредитный поток не возобновится в прежнем объеме — русским будут давать деньги очень мало и очень осторожно. Ну а кроме того, никаких оснований для отмены санкций пока нет, а вот лидеры ЕС, нацеленные на продолжение санкций, явно имеют в руках козыри и ближе к июлю их используют.

Безымянный3

Но пока Путин играет в эту игру с попыткой отменить санкции, вряд ли он с новой силой начнет масштабные боевые действия против Украины, пока не станет понятно по поводу окончательного решения вопроса о санкциях (пока он хочет выглядеть «хорошим парнем»). А вот взбрыкнуть, если нарисуется реальная перспектива продления санкций и провалятся усилия по их отмене — может. Как он взбрыкнул в январе с Мариуполем после отмены встречи в нормандском формате (которая планировалась в Астане), после чего встреча все же состоялась в Минске и были подписаны Минские соглашения.

vrach2

Если европейцы продлят санкции против Путина, можно ожидать эскалации войны в Украине. Впрочем, я сейчас уже не вижу перспектив полномасштабного наступления, так как Украина за год худо-бедно подготовилась, местное население восточных регионов определилось (в том что оно Путина не поддерживает), и сейчас любое масштабное наступление на Украину завязнет в штурме крупных и средних городов и Путин получит полноценное и кровавое месиво urban warfare, по типу Сараево. Особенно если Днепр попытаться форсировать.

Так что ситуация пока подмороженная, но опасности сохраняются, так как Путин неуравновешен, большинство его целей провалилось и непонятно, что дальше. Ближе ко второй половине года можно также ожидать усиления давления на Украину с целью пробить положения новой Конституции о праве вето восточных регионов на вступление в НАТО и т.п.

Как-то так вижу.

Владимир Милов, Livejournal

загрузка...