Россия отметит визит Путина в Нью-Йорк «эффектной и наглядной» военной операцией в Сирии

Министерство обороны США 22 сентября опубликовало снимки из космоса, на которых видны российские тяжелые истребители Су-30 и штурмовики Су-25, стоящие на взлетно-посадочной полосе авиабазы в Латакии на северо-западе Сирии. Самолеты стоят не в ангарах и не под маскировочными сетями, а ровным рядком прямо на летном поле, так, чтобы ничто не мешало их сосчитать и определить модель. Сообщает инфоцентр warfare.com.ua со ссылкой на m.nv.ua

Танки и артиллерийские системы, очевидно призванные защищать авиабазу, также никто особенно не прячет – они тут же, на снимках, сделанных еще раньше. Кроме того, на базе ясно видны следы строительных работ, вертолеты и быстровозводимые дома на примерно две тысячи человек. Почти одновременно в сети появилась видеозапись с российскими танкистами, помимо прочего демонстрирующими новейшее стрелковое оружие и палящими из своего танка по дальнему холму.

фото: m.nv.ua

фото: m.nv.ua

Столь наглядная демонстрация военного присутствия в Сирии и вялые, полные двусмысленностей отговорки официальных представителей РФ означают лишь одно: Россия не собирается, как в Донбассе, скрывать своего участия в войне, а, напротив, превратить его в инструмент достижения собственных целей. Какие это цели, популярно рассказал президент РФ в недавнем выступлении в Душанбе.




Он хочет договориться с Западом о создании «широкой коалиции» против Исламского государства, добыть для этой коалиции мандат ООН на применение силы, сохранить у власти Башара Асада, «провести полную инвентаризацию накопившихся проблем и разногласий в Евроатлантике» (то есть забыть о Крыме, Донбассе и санкциях), а также создать общую систему безопасности и закрепить в международном праве противодействие революциям. В общем, президент РФ намерен обменять неизбежные смерти российских солдат в Сирии не только на прощение со стороны Запада, но и формирование новой мировой системы безопасности, в которой он, Путин, будет играть важную роль, получив гарантию от смены собственного режима.

фото: m.nv.ua

фото: m.nv.ua Путину придется объяснить солдатам, за что именно они должны умереть в Сирии

Многочисленные утечки об отправке войск в Сирию и публикация «выставочных» фотографий Пентагона состоялась ровно за неделю до визита хозяина Кремля в Нью-Йорк. Как ожидается, 28 сентября на сессии Генеральной ассамблеи он повторит все эти тезисы в развернутой и подробной форме, пригласив Запад к диалогу. Проще говоря, он едет торговаться.

В этой ситуации очень многое будет зависеть от позиции Вашингтона и европейских столиц, которые оказались застигнутыми врасплох всплеском российской активности в Сирии. Несмотря на жесткую риторику западных официальных лиц и многочисленные призывы не верить Путину, он все-таки имеет некоторые шансы в той или иной форме добиться своего.

Европа парализована и дезориентирована нарастающим миграционным кризисом, администрация Барака Обамы подвергается все более ожесточенной критике за неспособность справиться с Исламским государством. В этой ситуации российское вступление в войну станет для них если не выходом из тяжелой ситуации (в быструю победу РФ над ИГ никто не верит), то хотя бы разумным оправданием собственной беспомощности: дескать, мы бы уже давно все сделали, но русские под ногами путаются, мешают.

Как пишет издание TheDailyBeast, многие высокопоставленные американские чиновники, публично «выражающие озабоченность» российским вмешательством в сирийские дела, в частных разговорах его приветствуют.  Они надеются, что россияне взвалят на себя часть ответственности по борьбе против ИГ. То, что влияние США в регионе при этом может снизиться, американцев не очень сильно заботит. Как сказал один из один из собеседников издания, «русским придется разгребать заваренную Асадом кашу». «Не думаю, что они хорошо рассчитали, во что ввязываются», — добавил он.

фото: m.nv.ua

фото: m.nv.ua Обама не очень любит залезать в дебри ближневосточной политики

При этом в Москве, судя по всему, план действий на ближайшее время уже существует. Как пишет «Новая газета» со ссылкой на собственные источники, он предполагает проведение «эффективной и наглядной», но ограниченной по масштабам операции как раз тогда, когда в Нью-Йорке будет находиться Путин. Речь идет либо о массированной бомбардировке позиций боевиков ИГ, либо о захвате какого-то символически важного объекта, либо о чем-то еще подобном. Судя по всему, участие наземных российских войск не предполагается, они будут лишь осуществлять воздушное прикрытие операции, проводимой сирийской правительственной армией. По данным американцев, небо над северо-западной Сирией уже заполнили российские разведывательный дроны, рыщущие в поисках целей для последующих налетов.

Для управления войсками планируется использовать опыт «современной маневренной войны с малой концентрацией войск», очевидно, полученный в Донбассе. Как пояснил источник «Новой газеты», «оперативная ситуация в Сирии до некоторой степени сходна с вооруженной борьбой в зоне АТО». Очевидная разница в том, что в Украине российская армия массированно не применяла боевую авиацию, ограничиваясь танковыми ударами и работой диверсионно-разведывательных групп.

Шанс на достижение определенного прогресса у российско-сирийской армии есть. Как показывает опыт взаимодействия между американцами и курдами на северо-востоке Сирии, связка «иностранная авиация плюс местные наземные войска» вполне успешна – курды все более эффективно бьют ИГ. Разница, правда, в том, что американцы используют высокоточные боеприпасы и стараются не бить по городам, а россияне в подобных вопросах менее щепетильны: если будет сильно надо, без разговоров обычными бомбами разнесут в щепы целый город вместе с жителями. Именно так, например, произошло с Грозным и (позднее) с грузинским Гори.

фото: m.nv.ua Российская авиация не слишком тщательно выбирает себе цели

фото: m.nv.ua
Российская авиация не слишком тщательно выбирает себе цели

С другой стороны, даже российские военные специалисты отмечают, что рассчитывать на быстрое продвижение и военные победы без «оперативно значимой» группировки в несколько тысяч человек будет крайне непросто. Да и взаимодействие с сирийцами на земле будет неидеальным – языковой барьер еще никто не отменял.

Кстати, это самое взаимодействие уже вызвало нешуточное беспокойство со стороны Израиля. Премьер-министр Биньямин Нетанияху в сопровождении глав военной разведки и Генерального штаба 21 сентября нанес молниеносный визит в Москву. После продолжительных переговоров получил от Путина заверения, что российское оружие не будет использовано против Израиля и не будет передано шиитской группировке «Хизбалла», широко известной своим желанием искоренить еврейское государство, но сейчас воюющей за Башара Асада в Сирии.

Визит Нетанияху, судя по совместной пресс-конференции с Путиным и отсутствию гневных заявлений из Иерусалима, закончился относительным успехом. Израильский премьер получил то, что хотел, после чего отправился восвояси. По всей видимости, в Кремле ему пообещали даже не мешать бомбить боевиков и склады «Хизбаллы», если те начнут строить козни против Израиля.

На фоне всего этого существенно участились контакты между российским и американским руководством. Министры обороны двух стран в минувшую пятницу впервые за год поговорили по телефону, обсуждая сирийские дела. Джон Керри и Сергей Лавров только за последнюю неделю разговаривали на ту же тему уже трижды. Американцев больше всего интересует, против кого будет направлено российское оружие в Сирии. Если против Исламского государства, то, в общем, больших возражений у них не будет. Но если же против немногочисленных повстанческих группировок, ныне почти растворившихся в исламистских ИГ и «Фронте аль-Нусра», то тут наверняка возникнут осложнения.

фото: m.nv.ua Сирийских солдат иногда трудно отличить от тех, против кого они воюют

фото: m.nv.ua
Сирийских солдат иногда трудно отличить от тех, против кого они воюют

Западные военные специалисты полагают, что главный удар ВС РФ будет направлен именно против «умеренных» повстанцев, которые рвутся к Латакии – городу, у которого и расположена строящаяся российская база. Если эта операция увенчается успехом, то наступление будет продолжено на восток – в направлении Идлиба и Алеппо. Если правительственная армия вернет себе контроль над этими территориями, то все разговоры о том, что «падение Асада неизбежно» потеряют актуальность. Он не только будет спасен, но и вновь станет наиболее важной фигурой на сирийской шахматной доске с потенциалом к общей победе. В этом случае можно будет говорить о том, что как минимум одна задача Кремля будет выполнена.

Проблема в том, что чем большего успеха Путин добьется в борьбе против повстанцев, тем хуже будут его отношения с Западом, не переставшим требовать отставки Асада. Правда, и на этом фронте есть некоторый прогресс. Госсекретарь Джон Керри недавно заявил, что его страна не отказывается от смены режима в Сирии, но готова обсуждать сроки и условия отставки нынешнего президента. То есть американцы оставляют Асаду вариант уйти потом, достойно, не потеряв лица и в корне не меняя режим.

Очевидно, в Москве рассчитывают, что Обаме самому захочется много чего обсудить с Путиным в Нью-Йорке, после чего будет заключена некая сделка в стиле «Вместе громим ИГ, а потом вместе же делим мир». Но в Кремле снова не учитывают, что у Запада есть не только интересы, но и ценности, которыми не торгуют. Поэтому такой сделки не будет. И когда российская армия завязнет в Сирии, а «украинские» санкции останутся в силе, обвинять Путину нужно будет только самого себя.





Также Инфоцентр "Война в Украине!" сообщает: