Путину необходима помощь психиатра
Сатирическая передача «Куклы» на российском телевидении была по-настоящему революционным начинанием. Прежде за политической сатирой скрывались насмешки советских юмористов над США. Но вдруг на телеканале НТВ появились куклы, которые были очень похожи на современных российских политиков — вплоть до самых высокопоставленных, включая Бориса Ельцина.
Сообщает инфоцентр Война в Украине со ссылкой на Lidovky, Чехия
Программа была острой, смешной, критичной и актуальной. Миллионы зрителей на всем постсоветском пространстве ждали ее каждую неделю и смеялись до слез. От радости и горечи.
Автором сценариев гениальной программы был замечательный российский публицист, юморист, писатель и театральный деятель Виктор Шендерович. С момента, когда в России к власти пришел Владимир Путина, Шендерович не написал ни одного сценария и не появился на телеэкране.
LN: Вы начали писать после того, как вернулись из армии. У вас были настолько сильные впечатления?
Виктор Шендерович: В армию я уходил мальчиком из хорошей московской еврейской семьи, который писал стихи и читал книжки, учился актерству у известного режиссера Олега Табакова. Он приводил к нам на занятия таких людей, как Булат Окуджава, Владимир Высоцкий. Я думал, что это нормальная советская реальность, что они — советский народ.
Только в армии мне объяснили, кто я такой, и кто — советский народ. Я попал в отряд на китайской границе, но оттуда меня выгнали, потому что я якобы разлагал нравственность однополчан. А я своими словами рассказывал о результатах ХХ съезда Коммунистической партии СССР. Последние месяцы службы я провел за колючей проволокой. Большую роль сыграло то, что я был евреем из Москвы с вузовским дипломом. Катастрофа. Я едва не погиб. Но раз я выжил, я начал писать.
— Но то время не очень благоволило свободному творчеству…
— Мне было 24 года, и у власти был глава КГБ Юрий Андропов. Я чувствовал себя невероятно одиноким. Я не мог путешествовать, и, кстати, в последний раз в 1988 году меня не пустили в Чехословакию. То, что я писал, невозможно было напечатать. Печататься я начал в 1987 году, в период поздней перестройки.
— Вы прославились, когда начали писать сценарии для передачи «Куклы»?
— Да. В 1994 году меня пригласил к себе выдающийся российский писатель, сценарист и сатирик Григорий Горин. Это ему предложили писать для «Кукол». Я был совершенно счастлив, когда он сказал мне: «Ищите концепцию». И я искал. Горин рассудил, что у меня получается, и так я стал единственным автором «Кукол».
— Я помню несколько выпусков, и все они были невероятно смешными. Как у вас это получалось каждую неделю?
— Если бы я знал раньше, я бы никогда не начал этим заниматься. Я трусливый человек и боюсь ответственности. Писать юмор на заказ ужасно трудно. Но «Куклы» меня захватили. Я человек театра. Поэтому в основу «Кукол» я положил традиционный русский юмористический жанр, который называется капустником. Его придумал Станиславский. Театралы показывают друг другу скетчи. «Куклы» были политическим капустником, смесью театра и публицистики. Часто благодаря «Куклам» мы могли выразить то, что нас всех беспокоило. Первоначально программа планировалась как юмористическая. Но прежде чем мы это придумали, началась война в Чечне. И из юмористической программы мы сделали сатирическую. Мы шутили над пьяным Ельциным, над дураками-депутатами, над старыми коммунистами, над ворами и демагогами.
— А что изменилось с началом войны в Чечне?
— Мы думали, что такое уже никогда не повторится. Мы думали, что СССР больше нет, и мы живем в новой стране. Моих родителей охватила бессильная ненависть, но у меня уже была возможность говорить о чем-то вслух. Поэтому «Куклы» и стали такими популярными: появился подлинный конфликт.
— Вы действительно были смешными каждую неделю?
— Нет, думаю, нет. Но ниже определенного уровня мы никогда не опускались. Каждую неделю придумывать нечто гениальное просто невозможно. Неудачи — часть моей профессии.
— Не рассматриваете ли вы возможность возродить сегодня «Куклы»? Скажем, на каком-нибудь интернет-канале…
— Исключено. «Куклы» были одним из катализаторов, способствовавших тому, что Путин уничтожил канал НТВ. Кстати, практически в то же время у вас были проблемы с вашим Чешским телевидением. В 2000 году. Я писал о том, сколько людей вышло в Праге в защиту свободного телевидения для народа! А у нас в Москве? 30 тысяч. В этом большая разница между вами и нами. Чехи поняли, что свободное телевидение их защищает, а в России этого не поняли до сих пор.
— Как вы это объясняете?
— У нас нет массового понимания культа свободы. И не может быть. В российской истории месяцы или годы свободы перемежались с десятилетиями рабства. Катастрофа продолжается поныне. Поэтому времени на сатиру нет. Какая может быть сатира в авторитарных режимах, таких, как Узбекистан или Северная Корея? Сатира возможна в свободном обществе. Американский комик, сатирик и продюсер Джон Стюарт уже уничтожил четырех американских президентов и готовится к пятому. Президенты меняются, а Стюарт остается. Он влиятельнее любого президента, потому что символизирует свободу. И даже если приход Трампа будет катастрофой, Стюарт и американское общество это переживут. Они «переварят» и Трампа. У нас все иначе. Путин абсолютно авторитарен, и первый удар он нанес по свободе слова. Это положило конец и передаче «Куклы».
— Запрет последовал за каким-то конкретным выпуском, когда президент разозлился?
— Я написал часть по новелле Гофмана, которая замечательно подходила к ситуации тогда. Этот выпуск Путин не простил ни «Куклам», ни мне. В ней выступал лилипут. Но он не понимает метафор. При его росте казалось, что я хотел оскорбить его лично. Тогда я недооценил масштабы катастрофы. Я думал, что ничего не случится, ведь это всего лишь художественная метафора! Кроме того, я сам еще ниже Путина…
— Тогда вы могли бы ему нравиться, ведь он не переносит высоких мужчин…
— Это правильное замечание. Видите ли, я тоже так думал: мол, он же не будет меня подозревать в том, что я подшучиваю над невысокими людьми, когда мой собственный рост 165 сантиметров. Путин выше: его рост 167 сантиметров. Я вряд ли могу смеяться над его ростом. Зато, например, оппозиционный лидер Борис Немцов был буквально биологический противник. Молодой, красивый, умный. А я?
— Вы хотите сказать, что «Куклы» стали жертвой путинских комплексов?
Ранее сообщалось: Боевики на Донбассе несут значительные потери
Также смотрите:
Антон Геращенко на телеканале "Россия-1": Об… v7v7v7com
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:
Также Инфоцентр "Война в Украине!" сообщает:
- Германия назвала условия для поддержки безвизового режима Украины с ЕС
- В НАТО подтвердили присутствие российской армии на Донбассе
- Утро в Кремле началось тревожно (видео)
- Международные правозащитники призвали исключить Россию из СПЧ ООН
- Боевик «Гиви» умоляет россиян не убивать его: Обещает никому не рассказывать о Боинге
- Сладкий бизнес Королевской с сепаратистами
- Каспаров: «Россия нападает на другие страны и начинает геноцид
боюсь шо там и дивизия психиатров увы, бессильна.
Поздно к психиатру — лишь гильотина поможет.
это давно понятно
Давно..
А лучше помощь снайпера!
врач-паталогоанатом лучше справится
Шендерович абсолютно неправ со Станиславским.. Станиславский был голый теоретик. Ни одной пьесы он не срежиссировал. Актрис он доводил до слёз и истерики. И тогда приходил Немирович-Данченко ставил пьесу. А автором капустников был Москвин.
Прочтите книгу «ВРЕМЯ И ЛЮДИ» … Автор Н.Тихонов(А.Серебров).
йому може вже допомогти тільки гарний снайпер…