Последние шаги украинской власти о признании особого статуса Донецкой и Луганской областей могут привести к замораживанию конфликта на юго-востоке Украины. Формально украинский, а фактически российский Донбасс напоминает Северный Кипр, который был аннексирован Турцией в 1974 году

Затянувшаяся «донбасская кампания» утомила всех. Похоже, стороны конфликта в Украине (подобно Кипру) подошли к решению проблемы по давно проверенной формуле: «Худой мир лучше хорошей войны». Будут ли дальнейшие события на Донбассе напоминать кипрский сценарий, напрямую зависит от действий отечественной дипломатии. В любом случае, история кипрского сепаратизма является весьма поучительной. Сообщает инфоцентр warfare.com.ua со ссылкой на sled.net.ua

«РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ» ПО-БРИТАНСКИ

фото: sled.net.ua

фото: sled.net.ua

Открытие на Ближнем Востоке в 50-х годах минувшего века больших месторождений нефти, а также частые арабо-израильские конфликты, делали Кипр стратегически важной территорией, которую можно было использовать как перевалочную базу. Длительное время остров был частью Османской, а с 1914 г. (формально с 1925 г.) – Британской империи. Господство Ее Величества на Кипре исчерпало себя к средине XX века. Одной из весомых причин отказа Британии от этого средиземноморского острова стало партизанское движение греков-киприотов за независимость от Англии. Далекая колония на фоне ослабления метрополии после Второй мировой войны стала похожей на всем известный «чемодан без ручки»…



Крушение мировой колониальной системы, распад «второй» Британской империи коснулись и Ближнего Востока. В ходе трехсторонних переговоров Великобритании, Греции и Турции в феврале 1959 г. Лондон отпустил Кипр, но при этом оставил на острове две своих военные базы «Акротири» и «Декелия» (99 кв. миль). Участники переговоров выступили странами-гарантами независимости и территориальной целостности Кипра. Согласно договоренностям, Турция и Греция разместили на Кипре свои войска.

Для предотвращения вероятных конфликтов, англичане предложили новому государству республиканскую конституцию, вступившую в силу 18 августа 1960 года. Юридическая сторона основного закона определяла дальнейшие принципы существования острова. Согласно ее базовых положений исключался энозис (воссоединение) с Грецией, к которому Кипр стремился почти всегда. Островное государство не имело права вступать в какие-либо союзы, в которые не входили Греция и Турция. Учитывались амбиции местных элит. Президентом Кипра стал грек, а вице-президентом – турок. Их избирали греческая (80% населения) и турецкая (18%) общи-ны сроком на 5 лет. Они имели право вето в вопросах внешней политики, обороны и безопасности страны. Конституция давала право греческим и турецким депутатам парламента сепаратно принимать решения, касающиеся избирательного права, введения пошлин и налогов. Семь министров в кабмине Кипра были греками, а три – турками. Греческая и турецкая общины оставляли за собой право автономно решать вопросы внутренней политики.

Таким образом, британская конституция Кипра заложила основы межнациональных противоречий. Несмотря на определенный политико-правовой баланс, турецкая община острова чувствовала себя ущемленной в вопросах властного представительства в правящих структурах государства. Противоречия на Кипре усиливала также конфронтация между Грецией и Турцией. Все эти факторы стали основой для грядущего конфликта.

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОЛЛИЗИИ

фото: sled.net.ua

фото: sled.net.ua

Архиепископ Макариус III

Провозгласив 1 октября 1960 года независимость, 3 года киприоты жили согласно конституционным дефинициям. Однако 30 ноября 1963 г. президент Кипра архиепископ Макариус III (1913 – 1977) при поддержке Греции сделал попытку изменить конституцию. Большинство из пунктов предполагали ущемления прав турецкой общины Кипра. Макраиос, по сути, инициировал этнические чистки по отношению к туркам-киприотам. Такую позицию Макариуса Турция назвала апартеидом. Предложенные поправки лишали островных турок права проживать в больших городах, началась их депортации в места компактного проживания в северной части острова. Им было запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, туристическим бизнесом, создавать рынки и магазины рядом с греческими торговыми точками. К концу декабря 1963 года турецкая община Кипра оказалась в изоляции. В знак протеста государственные мужи, избранные от турецкой общины, переселились в северную часть острова. Остров управлялся представителями греческой правящей элиты. Устроившие демарш турки были лишены финансирования и оказались в административной изоляции.

МИРНЫЙ ПЛАН АЧЕСОНА И ПАЦИФИЗМ ООН

фото: sled.net.ua

фото: sled.net.ua

Дин Ачесон

Через месяц после столь резонансных событий начались переговоры экс-госсекретаря США Дина Ачесона (1893 – 1971) с представителями стран-гарантов – Греции и Турции. Г-н Ачесон выступил инициатором урегулирования, пока еще тлеющей кипрской проблемы. Основным постулатом его мирного плана стала идея о возможности Турции разместить в северо-восточной части острова (заселенной турками-киприотами) свои вооруженные силы, дабы избежать возможного кровопролития. Но президент Кипра – архиепископ Макариос категорически отверг это предложение. Как следствие, соглашения достичь не удалось.

4 марта 1964 года Совет Безопасности ООН утвердил резолюцию о введении на остров миротворческого контингента.

Под давлением США, Великобритании и ООН, Макариос согласился на переговоры с представителями турок-киприотов и снял блокаду с турецких районов Кипра. В 1968 году начались переговоры между двумя кипрскими общинами. В вопросах будущего страны мнения разделились. Большая часть греков-киприотов выступала за государственное единство. Небольшая их часть выступала за энозис (союз) с Грецией. Турки-киприоты выдвинули требования превращения унитарного Кипра в федерацию с широкими полномочиями турецкой автономии. Кипрский конфликт вошел в латентную фазу.

ОПЕРАЦИЯ «АТИЛЛА»

С 1974 года ситуация на Кипре резко обострилась. На остров прибыл 20-тысячный греческий военный контингент. В результате государственного переворота 15 июля 1974 года президент-архиепископ Макариус был свергнут греческими националистами организации ЭОКА .

фото: sled.net.ua

фото: sled.net.ua

Никос Сампсон

К власти на Кипре пришел радикальный режим во главе с Никосом Сампсоном (1935 – 2001).

Политологи утверждают, что подобный сценарий был инициирован угасающим режимом «черных полковников» в Греции.

СПРАВКА

ЭОКА (греч. Εθνική Οργάνωσις Κυπρίων Αγωνιστών, Этники Органозис Киприон Агонистон, «Национальная организация освобождения Кипра») — подпольная организация греков-киприотов, основанная в середине 1950-х годов, ставившая целью изгнать британцев, и присоединить Кипр к Греции.

ЧЕРНЫЕ ПОЛКОВНИКИ, или РЕЖИМ ПОЛКОВНИКОВ (греч. το καθεστώς των Συνταγματαρχών) или просто Хунта (греч. η Χούντα) — военная диктатура правого толка в Греции в 1967—1974 годах, которую возглавляли Георгиос Пападопулос (1967—1973) и Димитриос Иоаннидис (1973—1974).

Правление «черных полковников» считается периодом авторитарного политического режима в Греции. Термин «черные полковники» использовался лишь в советской и постсоветской печати.

фото: sled.net.ua

фото: sled.net.ua

Мустафа Бюллент Эджевит

Уже 17 июля 1974 года премьер-министр Турции Мустафа Бюллент Эджевит (1925 – 2006) прилетел в Лондон с целью убедить британское правительство в необходимости взаимного вмешательства в кипрский конфликт как стран-гарантов с целью предотвращения захвата острова Грецией. Британия решила открыто не вмешиваться, но и не возражала против выполнения Турцией обязательств, взятых на себя в 1959 году. Через три дня в ночь с 20 на 21 июля 1974 года турецкая армия (10 тыс. чел.) вторглась в северо-восточную часть острова. Военная операция по высадке турецких войск на Кипре, получила название «Атилла». По заявлению турецких властей это была миротворческая операция. Анкара обосновала свое вторжение пунктом 4 (2) Договора о гарантиях Кипру 1959 года: «… с целью сохранения независимости острова, восстановления конституционного строя и пресечению попыток уничтожения людей и материальных ценностей».

фото: sled.net.ua

фото: sled.net.ua

Символичным было то, что турецкое вторжение на Кипр произошло в последние дни существования власти «черных полковников». Кипрский кризис чуть было не привел к греческо-турецкой войне, вызвал политический кризис в Греции и ускорил падение авторитарного режима в стране. Одновременно с Грецией пал авторитарный режим на Кипре. Архиепископ Макариус вернулся в страну и вскоре вернул себе пост президента.

РОЛЬ СПЕЦСЛУЖБ: «АФРОДИТА» ПРОТИВ «АТИЛЛЫ»

Закат режима «черных полковников» в Греции непосредственным образом связан с кипрскими событиями. Осмелимся предположить, что дряхлеющей военной хунте Греции к 1974 году нужна была маленькая победо-носная война, которая бы отвлекла общество от внутренних проблем. При непосредственном участии «Центральной службы разведки» (Κεντρική Υπηρεσία Πληροφοριών, ΚΥΠ) Греции на Кипре был инициирован государственный переворот. Формальным поводом к нему стало требование архиепископа Макариуса к военному режиму в Греции отозвать с острова 650 греческих офицеров, назначенных в вооруженные силы страны. Эти лица были отобраны спецслужбой Кипра – ЦСР как представители чужой страны, занимающиеся диверсиями и саботажем, а также осуществляющие вербовку кипрских офицеров. Контрмеры греческой разведки привели к событиям июля 1974 года, когда экстремистская организация ЭОКА в ходе путча пришла к власти. Нельзя исключать и вмешательство советских спецслужб в ход кипрского противостояния. Не исключено, что ЭОКА получала деньги от СССР. Хотя этот факт никогда не афишировался, можно предположить, что борьба за «третий мир» на фоне разрядки вновь приобрела актуальность. А столкнуть лбами двух союзников по НАТО, как говорится, «сам Бог велел».

И хотя кипрский переворот не спас режим «черных полковников», он не на шутку накалил страсти в районе Восточного Средиземноморья. Смена режима на острове, высадка греческого экспедиционного корпуса и начавшиеся этнические чистки вынудили Турцию вмешаться во внутригосударственный конфликт. В то же время бежавший в Британию архиепископ Макариос 19 июля 1974 года на экстренном заседании Совета Безопасности ООН по Кипру открыто обвинил в организации переворота военный режим в Греции и обратился к мировому сообществу за помощью.

Турецкая сторона пыталась одним ударом решить данную проблему. Известно, что план операции Атилла был разработан в турецком генштабе и начал воплощаться под видом учений турецкой армии и флота. К его реализации непосредственным образом причастны турецкие спецслужбы — в частности, Национальная Разведывательная Организация Турции (тур. Millî İstihbarat Teşkilatı (MIT)). Несмотря на усилия, турецким спецслужбам не удалось дезинформировать и полностью парализовать ВС Кипра. Кипрская армия надеялась на поддержку Греции. Однако та, под давлением США оставила Кипр один на один с более многочисленной и профессиональной армией Турции. Когда начальник военно-морской разведки Греции вице-адмирал Николопулос обратился к командующему ВС Греции генералу Бонаносу с предложением срочно привести в боевую готовность греческие ВМС и подготовить его к выходу из баз в связи с началом Турецкой агрессии на Кипре, то получил лаконичный и в то же время трагический для судьбы острова ответ: «Турки атакуют Кипр, а не Грецию»!

Известно, что в ходе высадки на Кипр Турция единственный раз за всю историю использовала спецназ ВМФ, состоящий из отряда: — Su Alti Savunma (SAS) — подводные защитные команды и Su Alti Taaruz (SAT) — подводные штурмовые команды, иногда называемый «бордовые береты».

Нужно отдать должное ВС силам и спецслужбам Кипра. Несмотря на дезинформацию и маскировку, ВМФ Турции не удалось неожиданно высадиться на остров. Как следствие, был упущен фактор внезапности. Более того, разведка Кипра ввела в заблуждения ВВС Турции, атаковавших 21 июля свои же суда возле о. Пафос, приняв их за греческие. Турецкие пилоты имели твердое убеждение, что пред ними корабли противника, несмотря на радиопередачи на турецком языке и развевающиеся турецкие флаги, которые были приняты лишь за хитроумную уловку греков.

Операция кипрских ВС и Национальной гвардии по противодействию турецкому вторжению получила название Афродита. И хотя в нее постоянно вносились коррективы, киприоты, несмотря на поражение, смогли дать достойны отпор врагу. Ожесточенные бои с отрядами турецкой армии разгорелись в турконаселенных районах Лимассола, Пафоса, Фамагусты, Ларнаки. Следует отметить, что кипрская армия использовала, как правило, устаревшее вооружение, в частности советские танки Т-34-85, штурмовавшие Берлин в 1945.

Небольшие столкновения продолжались по всей линии фронта вплоть до конца августа 1974 года.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РАСКОЛ

В ходе военного противоборства территория северо-восточного Кипра была оккупирована турецкими войсками. На захваченных турками территориях начались этнические чистки греков-киприотов, что неизбежно вызвало массовою миграцию населения на греческую часть острова.

Совбез ООН в нескольких резолюциях призвал стороны прекратить огонь и вывести свои войска с оккупированных территорий. С 25 по 30 июля 1974 года в Женеве состоялась встреча министров иностранных дел стран-гарантов. В результате была подписана мирная декларация по Кипру. В ней признавалось существование на острове двух автономных административных общин. На следующем саммите, состоявшимся 8 августа 1974 года, выяснилось, что стороны не выполнили ни одного из пунктов Женевских соглашений. Как следствие, началась вторая турецкая операция, в ходе которой к 14 августа турецкие войска заняли 37% территории Кипра.

Под военным давлением турки инициировали проведение очередной конференции по Кипру при участии стран-гарантов и противоборствующих кипрских общин. Они требовали признания автономии северо-восточного Кипра в составе федеративного государства. Но Греция и греки-киприоты отвергли это предложение. Все же, несмотря на разногласия в политическом устройстве страны, между участниками конфликта было подписано соглашение о прекращении огня, а также была определена демаркационная («зеленая») линия, фактически разделившая государство на две части. Контроль за «зеленой линией» был возложен на миротворческие силы ООН, находящиеся там и сейчас.

фото: sled.net.ua

фото: sled.net.ua

Спирос Ахиллесос Киприану

В течении 1974 – 1975 гг. произошел обмен населением в обеих частях острова. В то же время Турция искусственно инициировала увеличение числа турок в северо-восточной части Кипра. В 1975 году турецко-кипрская администрация провозгласила в северном регионе острова Турецкое федеративное государство Кипр.

Смена президента на острове лишь укрепила позиции греков-киприотов. Новый президент Спирос Ахиллесос Киприану (1932 – 2002), под давлением протестных акций греков-киприотов, взял курс на восстановление единства Кипра. Очевидно, что г-н Киприану пытался достичь воссоединения с северо-восточной частью острова.

В 1979 году состоялась встреча двух непримиримых оппонентов: президента Кипра и президента Турции. В ходе переговоров с президентом Турецкого федеративного государства Кипр Рауфом Раифом Денкташем (1924 – 2012) был одобрен документ о создании федеративного кипрского государства. Но договор г-н Денкташ так и не подписал.

фото: sled.net.ua

фото: sled.net.ua

Рауф Раиф Денкташ

Через четыре года 15 ноября 1983 года при поддержке Анкары была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра (далее – ТРСК), президентом которой стал все тот же Денкташ. Совет Безопасности ООН резолюциями 541 и 550 осудил факт самопровозглашения ТРСК, признав ее незаконной. Кстати сказать, тогдашний ЕС (в то время Европейское экономическое сообщество) ввел против Северного Кипра эмбарго. Мировая общественность увидела в этом опасный прецедент для государств, на тер-риториальную целостность которых претендуют сепаратисты из числа представителей нацменьшин.

Турция для вида выразила негативное отношение к самопровозглашению ТРСК. Но вскоре, внеся поправки в конституцию, Анкара признала и фактически узаконила федеративный статус ТРСК под протекторатом Турецкой республики. Дипломатические отношения между двумя частями острова были разорваны. Мир признал лишь Республику Кипр. До сегодняшнего дня ТРСК признана лишь Турцией и квазигосударством Кавказа – Абхазией.

В 1984 году власти ТРСК пытались смягчить отношения со своими соседями и мировым сообществом. Они предложили вывести иностранные войска и согласовать вопрос об открытии международного аэропорта в столице Кипра – Никосии, разделенной подобно Берлину во времена «холодной войны». Кроме того, власти ТРСК инициировали обсуждение проблемы свободы передвижения, места жительства и прав собственности. Такая, казалось бы, компромиссная инициатива превратилась в чистый популизм, ибо напрямую зависела от согласия Республики Кипр в вопросе трактовки термина «федерация», как образование с особыми правами для каждой отдельной национальной общины. А это, как известно, входит в компетенцию центрального правительства. В результате переговоры зашли в тупик, а турецкий Кипр в 1985 году принял свою конституцию.

СТРАСТИ ВОКРУГ ЕВРОИНТЕГРАЦИИ

В 1990 году правительство Республики Кипр заявило о своем стремлении войти в ЕС, что вызвало позитивный отклик со стороны объединенной Европы. Против была лишь Турция, всячески препятствовавшая этому процессу. В качестве аргумента Анкара заявила, что подобный шаг не был согласован с турецкой общиной острова – то есть, с самопровозглашенной республикой Северного Кипра. В качестве противовеса в 1993 году Греция заключила с Республикой Кипр оборонный союз, сделав все, чтобы вопрос урегулирования кипрской проблемы входил в компетенцию ЕС. В 1998 году ЕС (несмотря на географическое положение) одобрил решение о присоединении Республики Кипр к свободной Европе, начав переговоры с ней, как стороной, представлявшей интересы всего острова. При этом ЕС гарантировал позитивное решении вопроса о членстве независимо от политической ситуации на острове.

фото: sled.net.ua

фото: sled.net.ua

Глафкос Клиридис

Переговоры начались 31 марта 1998 года. При этом каждая из конфликтующих сторон такой шаг хотела использовать для получения политических дивидендов. Греки-киприоты надеялись на усиление давления ЕС на ТРСК. Турки-киприоты питали иллюзию, что оппоненты будут учитывать их мнение и пойдут на всяческие уступки в отношении ТРСК. Но на ближайших переговорах греки-киприоты отбросили идею федерализации, а турецко-кипрская сторона начала настаивать на создании конфедерации. Само собой разумеющееся, что Греция и Республика Кипр проигнорировали данное требование. В качестве аргумента президент Кипра Глафкос Клиридис (1919 – 2013) выдвинул условие, по которому каждое соглашение должно базироваться на «двухзональном», «двухобщинном» решении. В ответ на это последовало ультимативное заявление со стороны ТРСК о углублении ее сотрудничества с Турцией, в том числе и в военной сфере, если Республику Кипр примут в ЕС. Таким образом, Турецкая Республика Северного Кипра стала на путь турецкой интеграции, а Республика Кипр – европейской.

Все же, несмотря на ультимативный тон диалога, стороны не оставляли надежду достичь компромисса. Знаковым событием этого процесса стал Хельсинский саммит ЕС 1999 года, на котором решалась судьба членства Кипра в этой организации. По правде говоря, европейцы надеялись, что к началу проведения саммита в Финляндии киприоты достигнут более-менее приемлемого консенсуса, и Кипр войдет в ЕС, что называется, в полном составе. Но договор 1998 г. ТРСК с Турцией об углублении интеграции фактически не оставлял никаких шансов. Возникла реальная угроза дезинтеграции Кипра. Исходя из такой диспозиции, Греция, угрожая заблокировать вступление девяти других потенциальных членов Европейского Союза, потребовала от европейских партнеров проголосовать за включение в ЕС Республики Кипр. Парируя на такой выпад Греции, Турция пригрозила аннексировать Северный Кипр. Турецкий ультиматум возмутил европейцев. Они выдвинули контрпредложение о «единстве Кипра», как ключевого пункта перспектив членства в ЕС Турции. Игра мышцами ни к чему не привела. Декабрьский саммит 2002 года в Копенгагене завершился включением в состав ЕС с 2004 года 10-ти новых стран, в том числе и столь проблемного Кипра. Кстати говоря, пятый этап расширения ЕС считается самым большим разовым расширением за всю его историю.

Символичным для Кипра было то, что договор о расширении был подписан в Афинах 16 апреля 2003 года.

Возмущенный таким решением ЕС, президент ТРСК – Р. Денкташ заявил, что какие-либо дальнейшие переговоры об объединении лишены всякого смысла.

1 мая 2004 года Республика Кипр стала полноправным членом Европейского Союза.

ПЛАН КОНСОЛИДАЦИИ КОФИ АННАНА

фото: sled.net.ua

фото: sled.net.ua

Кофи Аннан

С приближением вступления Республики Кипр в ЕС активизировалось внимание ООН к проблеме разделенного острова. Накануне вступления в ЕС Генсек ООН Кофи Аннан (р. 1938) предложил киприотам, как ему казалось, наиболее компромиссный путь решения вопроса раскола страны. Его суть сводилась к созданию двухобщинной, двухзональной кипрской федерации при условии сокращения ее турецкой части на 8%. Пост президента предполагал ежегодную ротацию греческих и турецких претендентов. Турецкой общине было предложено 50% мест в федеральном парламенте. Граждане получали право свободного перемещения по острову, при условии квоты на количество греков-киприотов, желающих посетить северную часть острова. Для беженцев, вернувшихся на север, предусматривались ограничения в приобретении собственности до тех пор, пока уровень их жизни не сравняется с достатком тамошних жителей. В случае воссоединения на острове должны были остаться турецкие вооруженные силы до момента вступления Турции в ЕС.

Миротворческий план Аннана был вынесен на референдум, состоявшийся 24 апреля 2004 года, причем в обеих частях острова. Его итоги были несколько неожиданными: 64,9% турок-киприотов поддерживали идею объединения, в то время как 75,8% греков-киприотов высказались против.

фото: sled.net.ua

фото: sled.net.ua

Флаг несостоявшейся объединенной кипрской республики

Большинство греков-киприотов сказало «нет» плану Аннана по причине необходимости восстановления неблагополучной экономики за их счет. Кроме того греков-киприотов не устраивало следующее:

1. Недостаточные гарантии безопасности двух общин.

2. Отсутствие четкого механизма воплощения плана, обеспечиваю-щего жизнеспособность объединенного государства.

3. Сохранение турецкого военного присутствия на острове.

4. Предоставление права проживания на Кипре беженцам из Турции.

5. Ущемление прав греков-киприотов (особенно в вопросах реституции собственности) в северной части единого государства.

6. Греческая община полагала, что в результате воплощения плана Аннана произойдет фактическое узаконение оккупации части острова турецкими войсками.

Поскольку для объединения Кипра необходимо было достичь единого электорального мнения в двух его частях (до момента вступления в ЕС), план консолидации Кофи Аннана провалился. Остров остался разделенным.

ДВА ТАКИХ РАЗНЫХ КИПРА

Уже более сорока лет Кипр, как и прежде, остается разделенным на две части: греческую (Республика Кипр) и турецкую (так называемая Турецкая Республика Северного Кипра). Первая его часть признана мировым сообществом, имеет членство в ЕС. Вторая – признана лишь Турцией и Абхазией. Все законы ЕС и льготы от членства в союзе распространяются лишь на греческий сектор. Европейские инвестиции превратили греческий Кипр в развитое государство Восточного Средиземноморья. С 1 февраля 2008 года Кипр вошел в Еврозону и ввел евро в качестве национальной валюты.

Республика Кипр является одной из мировых оффшорных зон, где тайные и явные миллионеры (главным образом российские) стремятся спрятать и отмыть свои капиталы. Такая роль Кипра закрепила за ним специфическое прозвище «офштроф сокровищ».

фото: sled.net.ua

фото: sled.net.ua

Иными словами, Республика Кипр является развитым торговым, финансовым и туристическим центром Западной Азии, демонстрирующего, несмотря на рост безработицы и финансовый кризис 2012 – 2013 гг., достаточно стабильные темпы роста ВВП и умеренный уровень инфляции.

фото: sled.net.ua

фото: sled.net.ua

Разделенный на две части Кипр

В целом, в отличии от дефолтной Греции, Кипр уверенно держится на плаву.

Иная картина наблюдается в самопровозглашенной марионеточной Турецкой республике Северного Кипра. Все операции по внешней торговле северокипрские фирмы осуществляют через Турцию, что усложняет экспорт и импорт. Пожалуй, самым болезненным для ТРСК является отсутствие прямых авиарейсов, осуществление которых возможно только с территории Турции. Все это является следствием эмбарго ЕС, наложенное на непризнанную республику. ТРСК полностью и всецело зависит от Турции.

Между Республикой Кипр и Турцией нет дипломатических отношений. Турция закрыла черноморские проливы для кипрских кораблей и турецкое небо для самолетов. Эти ограничения Турция неоднократно обещала снять в случае признания северного Кипра. Позиция Анкары состоит в том, что решение кипрской проблемы не дело ЕС, а внутренний вопрос двух суверенных кипрских государств. Турция выражает готовность признать объединенный Кипр, только после того как греческая община острова примет план Аннана.

В свою очередь поддержка Турцией северного Кипра делает невозможным ее членство в ЕС, к которому она стремится около 50 лет. Периодически усложняющаяся обстановка на Ближнем Востоке заставляет мировую общественность уделять внимание Кипру. Гражданская война в Сирии, активизация террористов ИГИЛ, несущих прямую угрозу нацио-нальной безопасности Турции, указывает на то, что Анкара вряд ли в ближайшее время отпустит Северный Кипр. В последнее время наметилась тенденция к возобновлению диалога по кипрской проблеме, но конкретных заседаний и соглашений пока не наблюдается. Впрочем, похоже, что греки-киприоты смирились с таким положением дел. Их вполне устраивает благополучная жизнь, даже при условии фактической потери проблемного рудимента в виде непризнанной Республики Северного Кипра.

СУДЬБЫ ГЛАВНЫХ УЧАСТНИКОВ КИПРСКИХ СОБЫТИЙ 1974 ГОДА

АРХИЕПИСКОП МАКАРИУС: Путч ЭОКА, инспирированный режимом «черных полковников» в Греции, вынудил Макариоса не-надолго эмигрировать в Лондон, однако в 1975 году он возвратился на Кипр и вновь занял пост президента, управляя контролируемой греческой общиной южной частью острова до своей кончи-ны 3 августа 1977 года.

ДИН АЧЕСОН: Умер в 1971 голу от обширного инсульта на своей ферме в Санди-Спринг, штат Мериленд, в возрасте 78 лет.

НИКОС САМПСОН: В разгар Кипрского кризиса 23 июля 1974 г. Сампсон был вынужден уйти в отставку и передать полномочия председателю парламента Глафкосу Клиридису. В 1976 Сампсон был приговорён к 20 годам тюремного заключения за государственную измену. В 1979 он выехал на лечение во Францию, где находился до 1990. По возвращении на родину в 1992 вышел на свободу и вернулся к газетному бизнесу.

ГЛАФКОС КЛИРИДИС: После второго президентского срока находился на покое, сохраняя статус авторитетного кипрского политика. Вечером 13 ноября 2013 года он был госпитализирован в связи с резким ухудшением состояния здоровья в столице страны. Умер 15 ноября 2013 года.

РАУФ ДЕНКТАШ: Написал около пятидесяти книг на английском и турецком языках. Считался публицистом, не ли-шенным и литературного дара, ловким, опытным политиком, харизматичным оратором, настойчивым, до упрямства, юристом. 25 мая 2011 года перенёс инсульт, 13 января 2012 года, находясь в коме, умер в клинике Университета Ближнего Востока в Северной Никосии.

СПИРОС КИПРИАНУ: 12 мая 1976 основал Демократическую партию Кипра, которая на парламентских выборах 5 сентября получила 21 мандат из 35. После этого стал председателем Палаты представителей. После того, как 3 августа 1977 президент Макариос умер, в соответствии с конституцией стал исполнять обязанности президента. 3 сентября 1977 избран завершить президентский срок Макариоса. 28 февраля 1978 переизбран при отсутствии соперников. 13 февраля 1983 избран на второй срок в первом туре выборов, получив 56,54 % голосов. В 1988 проиграл в первом туре выборов, на которых во втором туре победил Георгиос Василиу. 26 мая 1996 был вновь избран председателем Палаты представителей. В 2000 ушёл в отставку и вскоре умер от рака.

МУСТАФА ЭДЖЕВИТ: После кипрских событий в 1977 и 1978-79 гг. возглавлял кабинет министров Турецкой республики. В 1980 году военный переворот в Турции лишил Эджевита власти. Через 19 лет в 1999 года он снова стал премьер-министром Турции. Был вынужден подать в отставку в связи с экономическим кризисом 2002 року и падением уровня жизни в стране. В мае 2006 г. пережил сердечный приступ, после которого пребывал в коме вплоть до самой смерти.

фото: sled.net.ua

фото: sled.net.ua

фото: sled.net.ua

фото: sled.net.ua

фото: sled.net.ua

фото: sled.net.ua

фото: sled.net.ua

фото: sled.net.ua

фото: sled.net.ua

фото: sled.net.ua

фото: sled.net.ua

фото: sled.net.ua

фото: sled.net.ua

фото: sled.net.ua




Также Инфоцентр "Война в Украине!" сообщает: