В Южно-Китайском море столкнулись интересы сверхдержав США и КНР
В далеком Южно-Китайском море схлестнулись интересы сильнейших — напористого и вечно голодного Китая и взявших на себя ответственность за сохранность мирового порядка США
В конце 2012 года в Восточной Азии разразился громкий скандал: Вьетнам и Филиппины выступили с решительным протестом против новых китайских паспортов с изображением карты государства. Недовольство Ханоя и Манилы вызвала как раз карта, на которой китайцы включили в свои территории архипелаг Спратли и Парсельские острова, а на них у вьетнамцев и филиппинцев свои виды. Сообщает инфоцентр warfare.com.ua со ссылкой на m.nv.ua
В Пекине на шум соседей отреагировали с олимпийским спокойствием. В заявлении китайского МИДа по этому поводу было сказано лишь, что “дизайн паспортов не направлен против каких‑либо стран”, с которыми КНР готова “вести диалог и поддерживать нормальные отношения”.
В ответ соседи отреагировали на проблему творчески. Вьетнамцы, например, вместо обычных штампов начали заклеивать страницы с запрещенной картой своими визами, а индийцы, которых китайский дизайн тоже возмутил, ввели для туристов из КНР специальные штампы — с собственной картой разделения Гималаев.
Впрочем, все эти манипуляции не устранили источник проблемы — китайские претензии на изображенные в паспортах территории.
Однако китайский паспорт — только часть беды. Неуемные аппетиты Китая в Южно-Китайском море (ЮКМ) пошли на лобовое столкновение с основополагающими внешнеполитическими интересами США. Амбициозная Поднебесная, стремящаяся стать крупной военно-морской державой, хочет контролировать воды, через которые проходит до трети всей морской торговли мира. В то время как США категорически не приемлют введения каких‑либо ограничений на свободу судоходства в любых международных водах.
Американские военные эксперты уже называют действия Китая откровенно провокативными, а знаменитый финансист, филантроп и миллиардер Джордж Сорос, не замеченный в любви к преувеличениям, уже предупредил, что “вся эта история может плохо закончиться”.
Линия из девяти точек
Формально-юридическим основанием китайской позиции является так называемая линия из девяти точек — граница, проведенная по карте акватории ЮКМ правительством Гоминьдана в 1947 году. После разгрома Японии, доминировавшей в регионе до Второй мировой войны, китайцы решили не стесняться в своих требованиях и объявили своей практически всю акваторию ЮКМ вместе с архипелагом Спратли и Парсельскими островами.
Тогда на это решение мир не отреагировал. А в Китае шла гражданская война, свой флот у страны отсутствовал, да и Тихий океан со всеми его островами и водами находился под полным контролем ВМС США. Позже тоже было недосуг: в Пекине воцарил председатель Мао, он занялся внутренними делами, и никакого дела до необитаемых архипелагов ему не было.
Таким образом концепцию линии из девяти точек никто не отменил. О ней просто на время позабыли.
Интерес к островам вернулся в начале XXI века, когда вследствие ряда изменений в мире важность россыпи пустынных островов и рифов однажды взлетела до небес. Во-первых, на шельфе ЮКМ нашли залежи углеводородов, по объемам потенциально превосходящие саудовские. Для быстроразвивающихся экономик региона (и прежде всего китайской) разработка месторождений гарантировала бы неплохие прибыли, а главное — полную энергетическую независимость.
Во-вторых, быстрое экономическое развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) повлекло за собой многократное — на порядки — увеличение объемов морской торговли между ними и окружающим миром. Через ЮКМ ежегодно проходит товаров и сырья на $ 5,3 трлн — это больше, чем через Суэцкий и Панамский каналы, вместе взятые. Тот, кто контролирует это море, в значительной степени контролирует морскую торговлю всего региона.
Для Китая, зависящего от поставок сырья извне и экспорта своих товаров, принципиально важно, чтобы ЮКМ не оказалось удавкой в чужих руках, которую можно затянуть на его шее. Хотя у Пекина есть еще один мотив — военно-стратегическая важность ЮКМ. Как раз сейчас Поднебесная строит несколько авианосцев, а также уже соорудила несколько современных военно-морских баз на южном острове Хайнань. Именно там базируются подводные лодки, которым отводится центральная роль в обеспечении ядерного сдерживания.
Великая Песчаная стена
Возмутившая соседей карта в паспортах — это не дешевая провокация или желание их задеть, а реальное отображение китайского мировоззрения, общественного сознания и политики властей. Для них острова ни в коем случае не являются спорными — это такой же Китай, как, например, Пекин или Шанхай.
Министр иностранных дел Ван Йи обозначил позицию своей страны относительно акватории ЮКМ так: “Суверенитет Китая распространяется на нее в полной мере. А наша решимость защищать свою территориальную целостность непоколебима, как скала”.
То, что архипелаги и ЮКМ в целом сейчас находятся не под полным фактическим контролем КНР, в стране воспринимается как неприятное последствие “унижения страны Западом и Японией” в XIX и первой половине XX века. Любой местный школьник знает, что Парсельские острова были открыты китайским путешественником Чжэн Хэ еще в XIV веке, а потом использовались для различных целей китайскими же торговцами, возившими по миру фарфор и шелк.
Позицию Пекина по этому вопросу перед недавним саммитом Ассоциации стран Юго-Восточной Азии исчерпывающе сформулировал китайский замминистра иностранных дел Лю Жэньмин. “Тут нечего обсуждать,— заявил он.— Если США будут поднимать эту тему, мы возразим, поскольку этот форум предназначен для продвижения сотрудничества”.
Американцев такая постановка вопроса не устраивает. Краеугольный камень внешней политики США последних ста лет — это “обеспечение свободы судоходства” по всему миру. Многочисленные американские флоты развернуты именно там, где пролегают наиболее важные линии морской торговли — в Средиземном море, Персидском заливе и, конечно, у берегов Восточной Азии. Принцип свободы судоходства для Вашингтона настолько фундаментален, что именно его нарушение Германией и Японией в свое время привело ко вступлению страны в Первую и Вторую мировые войны соответственно. И любые попытки Китая (или кого‑либо еще) объявить ту или иную акваторию “своей” американцы пресекают на корню.
Заявления КНР о том, что свобода судоходства в ЮКМ останется нетронутой, США не устраивают. Да и само это понятие в двух странах понимают по‑разному: Китай относит его лишь к гражданским судам, а США свободу судоходства распространяют и на военные объекты.
Мы можем оказаться на пороге третьей мировой войны, — Джордж Сорос, американский финансист и филантроп
Таким образом, в ЮКМ столкнулись основополагающие внешнеполитические интересы США и Китая. Последний ни при каких обстоятельствах не намерен отказываться от ЮКМ, считая его акваторию “своей”, а для США потеря этим морем статуса международных вод стала бы поражением эпохальных масштабов, ставящим под сомнение центральную идею всей американской внешней политики.
В результате КНР и США усиленно наращивают свое военное присутствие в регионе. Причем китайцы последние годы создают так называемые факты на воде, занимая крошечные островки вдоль линии из девяти точек и расширяя свою территорию.
Затем на новых, по сути, островах создают полноценные военные базы со штабами, казармами, складами, глубоководными гаванями, аэродромами, противокорабельными и противовоздушными батареями, радарными станциями и прочей военной инфраструктурой.
Работа ведется со свойственным китайцам усердием: цепь “непотопляемых авианосцев” по периметру акватории ЮКМ растет буквально на глазах, и шесть из них уже практически готовы.
Командующий американским Тихоокеанским флотом Гарри Гаррис назвал этот проект Великой Песчаной стеной, добавив, что темпы его осуществления являются беспрецедентными. Тем не менее корабли и самолеты американского Тихоокеанского флота продолжают демонстративно летать и проходить в непосредственной близости от намытых китайцами островов. В переговорах с недовольными китайскими диспетчерами американцы заявляют, что эти воды — международные, поэтому китайский суверенитет на них не распространяется.
Американо-китайское море
В середине августа стало известно, что Пентагон намерен в полтора раза увеличить число своих беспилотников, совершающих разведывательные полеты над акваторией ЮКМ. США подписали договор с Филиппинами о временном размещении своих кораблей и войск на военной базе Субик, с которой Америка ушла в 1992 году.
Инфраструктура базы, построенной самими же американцами, позволяет принимать корабли и самолеты любых типов и размеров. С ее помощью можно держать под контролем всю западную часть акватории ЮКМ. На реконструкцию базы Пентагон выделил $ 230 млн.
Помимо американских, на Филиппины скоро будут направлены и японские войска — у Токио с Пекином свой территориальный спор за острова Сенкаку (китайское название Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море. Поэтому и Япония крайне озабочена ростом китайских аппетитов в ЮКМ.
“Если начнется конфликт между Китаем и одним из союзников США, например Японией, не будет преувеличением сказать, что мы окажемся на пороге третьей мировой войны”,— заявляет Сорос. Также миллиардер полагает, что придание китайскому юаню статуса резервной валюты МВФ смогло бы настолько плотно интегрировать Китай в мировую экономику, что любой выстрел по США или их союзникам означал бы одновременный выстрел и по Китаю.
Наша решимость защищать свою территориальную целостность непоколебима, как скала, — Ван Йи, министр иностранных дел Китая
Однако, как отмечает Сорос, Вашингтон пока не готов к появлению у доллара столь мощного конкурента, как юань.
Впрочем, никакого желания развязывать войну сейчас не демонстрирует ни одна из сторон противостояния. Китай, при всей его мощи, в последние месяцы испытывает серьезные экономические проблемы, связанные с волатильностью фондовых рынков и замедлением темпов роста экономики. США по уши заняты внутренними проблемами и попыткой договориться о нормализации отношений с Ираном, а у Вьетнама, Филиппин и других стран региона просто нет сил тягаться сейчас с Китаем.
Ситуация, однако, может существенно измениться, когда Китай завершит создание цепи военных баз по периметру ЮКМ и введет над его акваторией Зону идентификации воздушных судов (ЗИВС) — первый шаг к установлению фактического суверенитета. По словам китайского эксперта по внешней политике Фэн Чжана, к такому шагу КНР подталкивают американцы и их союзники, провоцируя китайцев визитами своих военных кораблей и самолетов.
Когда китайская ЗИВС над ЮКМ начнет работать (Чжан в этом не сомневается), то любой самолет, пролетающий через нее, будет обязан назвать себя, цель и маршрут своего полета — это общемировая практика. Если же воздушное судно отказывается исполнить эти требования диспетчеров, оно автоматически попадает в категорию потенциально опасных, на его перехват направляются истребители.
Далее события могут развиваться по самым разным сценариям. Если глава китайского МИДа не блефует и его страна действительно готова “со всей решимостью защищать свой суверенитет”, то, например, американские и/или японские разведывательные беспилотники станут первой и самой очевидной целью для ПВО Народно-освободительной армии Китая. Ну а далее события могут пойти по сценарию, описанному Соросом.
Материал опубликован в НВ №31 от 28 августа 2015 года
Ранее инфоцентр "Война в Украине!" сообщал:
- Новости из зоны: частная собственность на территории абсурда
- Негибридные фобии российских генералов
- Захарченко пообещал и дальше «выполнять» Минские договоренности на усмотрение боевиков (Видео)
- Гибридные войска атаковали силы АТО в районе Донецкого аэропорта — АП
- Это был не бой, а красота. Боец АТО рассказал о самой успешной операции ВСУ, спровоцировавшей истерику европейцев
- СБУ разгромила в зоне АТО милицейскую банду (видео)
- Оккупанты готовятся к наступлению в Донбассе (Видео)