Украинская летчица Надежда Савченко, попавшая в плен в Луганской области и перевезенная в Россию, останется под стражей до 30 августа. Гражданку Украины, которая сейчас находится в Воронежском СИЗО №3, обвиняют в пособничестве в убийстве журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина 17 июня этого года: предполагается, что Надежда принимала участие в бою, в ходе которого погибли сотрудники российской телекомпании. Украинская сторона и международные правозащитные организации требуют освободить Надежду Савченко, настаивая, что ее перевоз в Россию с территории Украины незаконен и очень похож на похищение.
Российские власти пытаются объяснить, как Надежда Савченко, взятая в плен на Украине, попала в Воронеж: по версии СК, Савченко прибыла в Россию сама, под видом беженки. Украинская сторона настаивает: летчицу, попавшую в плен к сепаратистам в Луганской области, передали российским правоохранительным органам незаконно.
Ранее президент Украины Петр Порошенко поручил разобраться, как именно Савченко оказалась на территории России, а украинский МИД выразил протест РФ по этому поводу.
33-летняя штурман ВВС Украины, ранее служившая, в частности, в Ираке в составе украинского миротворческого контингента, попала в плен к сепаратистам под городом Счастье в Луганской области, где воевала в составе добровольческого спецбатальона «Айдар». В интернете была распространена видеозапись с допросом летчицы.
Назначенный Надежде Савченко российскими судебными органами адвокат Николай Шульженко в середине недели пытался оспорить в вышестоящей инстанции решение Новоусманского районного суда Воронежской области, выписавшего 9 июля постановление на арест, но в итоге арестованную оставили под стражей. Заседание областного суда проходило в закрытом режиме, без присутствия прессы, а сама Савченко в это время находилась в воронежском СИЗО. О перспективах дела адвокат Шевченко рассуждает туманно:
– Адвокатом Надежды Савченко я стал, можно сказать, случайно: я работаю по назначению. Поскольку у Надежды никого здесь нет, в России, то и некому было заключать с ней соглашение. Естественно, она никого не знала из адвокатов.
– Насколько перспективным, с адвокатской точки зрения, вам кажется дело Надежды Савченко, военной летчицы, которую очень странным образом вывезли с территории Украины в Россию и сейчас обвиняют в пособничестве в убийстве?
– Вы же понимаете, что я ограничен в предоставлении какой-либо информации. В первую очередь, чтобы не навредить ей. Второе – это, наверное, себе, поскольку я давал подписку о неразглашении. Есть понятие адвокатской тайны и следственной тайны. А дело интересное. Я думаю, там есть над чем работать.
– Какова будет стратегия вашей защиты?
– Стратегия тоже относится к категории адвокатской тайны. Стратегия не предполагает огласку.
– Следственный комитет России утверждает, что Надежда Савченко прибыла в Россию под видом беженки. Международные организации утверждают, что ее незаконно вывезли с территории Украины в Россию, где обвиняют в пособничестве в убийстве. Вы как-то будете использовать эту несостыковку в своей защите?
– Мы ее уже используем.
– Верит ли она в российское правосудие? Или понимает, что это фарс?
– Вопрос веры – это вопрос абстрактный. На эту тему можно долго рассуждать, – считает адвокат Николай Шульженко.
Вечером в пятницу адвокат Майк Фейгин, известный своей активной гражданской позицией и участием в громких политических процессах (в частности, в процессе по делу Pussy Riot) сообщил в своем twitter, что Надежда Савченко — его подзащитная. Сообщается, что Фейгина в числе нескольких других адвокатов предложил родственникам Савченко МИД Украины. До встречи с арестованной Фейгин отказался комментировать конкретные аспекты обвинения в ее адрес, однако пообещал «всем украинцам» сделать все возможное, «чтобы Надежду спасти».
Воронежские правозащитники, ранее пообещавшие следить за судьбой Надежды Савченко, побывали у нее в СИЗО. По словам руководителя региональной Общественно-наблюдательной комиссии правозащитной организации «Россия без пыток» Анатолия Малахова, Надежда в хорошей физической форме, жалоб на содержание и на отношение сотрудников у нее нет. Она попросила у правозащитников кофе и сигареты, а также обувь и одежду своего размера:
– Она содержится одна в четырехместной камере с горячей и холодной водой, у нее есть женские принадлежности, мыло и полотенце. Камера чистая. Изолятор соответствует требованиям европейской конвенции. Закрытый санузел, умывальник. Литература есть. Питание нормальное.
– Как с ней обращаются?
– Если бы с человеком обращались плохо, она была бы зашугана, забита. Свободно себя ведет, разговаривает по-русски. На вопрос, применялись ли какие-то меры физического воздействия или давления, отвечает «нет». Никаких жалоб не было.
– Просьбы были у нее какие-то?
– Передать ей кофе и сигареты, одежду и обувь по размеру.
– Каково ее психологическое состояние?
– Как бы нормальное. Единственное, что меня насторожило, когда я сказал, что являюсь священником лютеранской церкви, она – раз! – глаза удивленные: «А разве вас здесь не убивают православные?» Я говорю: «Да нет. Мы совместно с православными христианами концерты проводим. Есть межконфессиональный совет тюремных служителей». Она также удивилась, что мы, члены наблюдательной комиссии, свободно заходим в СИЗО.
В ближайшее время с Надеждой должен встретиться консул Украины в Москве Геннадий Брескаленко, который находится в Воронеже.
Министерство юстиции Украины приступило к подготовке обращения в Совет Европы с требованием признать Надежду Савченко заложницей, что позволит потребовать ее выдачи из РФ. Савченко довольно хорошо известна у себя в стране: еще до политического кризиса на Украине она была героем нескольких шоу и документальных передач о вооруженных силах.
Младшая сестра летчицы, киевский архитектор Вера Савченко рассказала Радио Свобода, что Надежда – очень сильный, выносливый и талантливый человек:
– Надежде 33 года, я на два года ее моложе. Мы родились и выросли в Киеве, ходили в школу и детский сад, где говорили на мове (украинском языке). Когда Надя была маленькая, она была очень самостоятельная. Я всегда бегала за ней хвостиком, и она всегда меня защищала. Она захотела стать летчиком лет в 16, но для этого надо было много отслужить в армии. Ее военная карьера началась с железнодорожных войск, потом она перевелась в десант, оттуда поехала с миротворческой миссией в Ирак. А по возвращении министр дал ей разрешение поступить в Харьковский летный институт.
– В какой семье вы выросли?
– Папа закончил аграрную академию и работал инженером по аграрной сельскохозяйственной технике. Мама по образованию модельер-конструктор. Сейчас я все больше переживаю за Надежду. Я знаю, что она очень сильная. Она выдержит многое. Но моральная поддержка со стороны родственников, конечно, всегда помогает, и я бы хотела с ней увидеться.
Правозащитник, член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев полагает, что вывоз Надежды Савченко в Россию очень похож на похищение:
– Понятно, что вся эта история – чисто пропагандистского характера. Но эта пропаганда превращается в реальность, и эта реальность для Савченко угрожающая. Конечно же, никаких оснований захватывать и перевозить иностранного военного в другое государство нет. Это, в сущности, похищение человека, и может быть так расценено.
– Как будет дальше складываться судьба Надежды Савченко?
– Я думаю, что ее берут в качестве заложника для каких-то игр или договоров, как какой-то козырь для обмена. Я не могу представить, как это могут оформить с правовой точки зрения. Думаю, что, скорее всего, ее держат как разменную карту для будущих ситуаций.
Российские и иностранные журналисты также рассуждают о дальнейшей судьбе Надежды Савченко. Издание Los Angeles Times отмечает, что Россия, возможно, хочет использовать Савченко для давления на правительство Порошенко, поскольку недавние успехи украинской армии в восстановлении контроля над некоторыми опорными пунктами сепаратистов придали Киеву смелости отвергнуть российские призывы к новому перемирию. В то же время телеканал «Дождь» уверен, что Надежда Савченко, независимо от исхода истории, станет одним из главных символов войны за Донбасс.
Источник: www.svoboda.org