В современных условиях Интернет считается наиболее распространенной информационной сетью, пользователями которой, по некоторым оценкам, в настоящее время являются около 1,9 млрд человек (в 2000 году таковых было всего 360 млн). Вместе с тем помимо положительных сторон сети существуют негативные тенденции, как правило идеологической направленности, проявляющиеся в религиозно-политическом экстремизме («виртуальный джихад»), ведущем к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов. В связи с этим возникает необходимость принятия государствами соответствующих мер противодействия, в том числе контроля интернет-пространства и интернет-аудитории.
«Мировая паутина» является сверхдинамичной средой, и контролировать ее развитие даже на данном этапе довольно нелегко, а в перспективе, согласно прогнозам ряда зарубежных экспертов, станет практически невозможно. Принимаемые сейчас государствами меры в какой-то степени снижают террористическую активность в сети, однако находятся все новые методы и пути обхода этого контроля.
Сложность противостояния терроризму в Интернете обусловлена рядом факторов:
- Во-первых, пространство Интернета крайне обширно — предугадать характер информации, время, место, автора и ее цель практически невозможно. Современные технологии позволяют лишь частично отследить первоочередную информацию. Однако ряд программных средств, доступных обычному пользователю, позволяют обойти и эти технологии.
- Во-вторых, террористы могут использовать для загрузки своих материалов ресурсы, не требующие регистрирующих данных, и, кроме того, популяризировать ссылки на них через социальные сети. В этом случае появляется масса пользователей, которые, просматривая новостные ленты, случайно получают доступ к тому или иному материалу.
- В-третьих, вероятность того, что опубликованный где-либо материал сразу же обнаружат и удалят, крайне мала.
- В-четвертых, единой законодательной базы, регулирующей содержание контента Интернета, пока не существует, хотя попытки ее создания предпринимались уже не раз.
В противовес этому со стороны государства требуется постоянная модернизация и совершенствование программ борьбы с терроризмом. Более того, регулярный контроль интернет-пространства должен стать неотъемлемой частью противодействия. В этой связи возникают вопросы относительно прав человека. Так, скандалы по поводу мониторинга со стороны властей США практически всех действий пользователей спровоцировали массу недовольств, а оправдание таких мер противодействием терроризму не воспринимается обществом как достаточная причина для их введения.
Возросшие за последние десятилетия масштабы международного терроризма поставили большинство стран мира перед необходимостью разработки национальных антитеррористических систем. Во многих странах были сформированы специальные антитеррористические организации, которые могут кооперироваться с другими государственными ведомствами с целью недопущения пропаганды этого явления, и, как следствие, терактов.
За рубежом организация противодействия терроризму представляет собой совокупность следующих составляющих:
- правовое обоснование незаконности подобной деятельности;
- работа правоохранительных органов, специальных служб и ведомств в сфере обеспечения безопасности;
- деятельность специальных контртеррористических групп и национальных антитеррористических центров;
- разработка методологии противодействия экстремизму;
- проведение контртеррористических операций;
- работа служб, занятых ликвидацией последствий терактов;
- обеспечение тесного контакта со СМИ по вопросам борьбы с антитеррористической деятельностью;
- развитие соответствующей материально-технической базы (средства связи, новые компьютерные технологии и инфраструктурные элементы).
Соединенные Штаты Америки достигли значительных успехов в сфере борьбы с терроризмом в сети Интернет. Количество организаций и ведомств, задействованных в работе по оказанию противодействия, довольно велико, что позволяет в более полной мере, чем в ряде других стран, контролировать интернет-пространство .
С 11 сентября 2001 года руководство США обратило внимание на появление в сети пропагандистских материалов террористической направленности. После трагических событий американские спецслужбы начали ограничивать доступ к страницам талибов, а именно блокировать их. Выяснив, что экстремисты поддерживали контакт друг с другом через электронную почту из места общественного пользования с доступом в Интернет, президент Дж. Буш в 2001 году утвердил закон «Об объединении и укреплении Америки путем задействования полномочий и инструментов, необходимых для борьбы с терроризмом». После принятия данного документа любое действие, которое ведет к нарушению работы ПК или незаконному проникновению в компьютер, классифицируется как терроризм, а провайдер (компания, представляющая доступ в Интернет) обязан по требованию ФБР предоставить всю известную ему информацию о пользователе.
В США в общественных местах доступа во «всемирную паутину», таких как библиотеки и школы, применяются фильтры, которые ограничивают доступ к сайтам, содержащим ненадлежащую информацию, в том числе экстремистские материалы.
В опубликованную в 2007 году «Национальную стратегию внутренней безопасности» администрацией президента Дж. Буша был внесен раздел «Защита государственного и частного секторов Интернета в США», в котором отмечается необходимость защиты интернет-пространства от действий террористов.
В марте 2009 года представитель Агентства национальной безопасности (АНБ) бригадный генерал Д. Дэвис заявил об усилении в США контроля за интернет-пространством в связи с его активным использованием террористами. Произошло это после того, как «Аль-Ка-ида» и ряд других террористических группировок, в том числе в Ираке, стали активнее использовать «всемирную паутину» для пересылки электронных сообщений и видеоматериалов, а также для получения денежных средств и вербовки новых боевиков.
Непринятый закон о кибербезопасности (Cybersecurity Act of 2012) тоже предусматривал контроль интернет-пространства на предмет наличия информации, связанной с терроризмом. В нем говорится, что терроризм, в частности, представляет реальную угрозу национальной безопасности США, вследствие чего необходимо постоянно следить за киберпространством.
В 2012 году Б. Обама обратился к сенату с просьбой принять этот законопроект, предусматривавший обеспечение взаимодействия федеральных агентств и частных компаний во время расследования инцидентов, в том числе связанных с террористическими актами. Однако 2 августа 2012 года верхняя палата американского парламента проголосовала против этого закона.
В вооруженных силах США существует специальное подразделение, отвечающее непосредственно за безопасность в интернет-пространстве — командование боевых действий в кибернетическом пространстве (United States Cyber Command — USCYBERCOM), которое находится в подчинении объединенного стратегического командования. Основными задачами первого являются централизованное проведение операций кибервойны, а также управление и защита военных компьютерных сетей США. Согласно оценке независимых американских экспертов, в составе командования существуют отдельные подразделения, которые тем или иным образом отслеживают интернет-пространство на предмет наличия соответствующих угроз.
Национальный контртеррористический центр (The National Counterterrorism Center (NCTC) — государственная организация США, отвечающая не только за внутреннюю, но и за внешнюю контртеррористическую деятельность. В работе центра принимают участие подразделения ЦРУ, ФБР, а также министерств обороны и внутренней безопасности.
Кроме того, в стране функционирует центр стратегического контртеррористического взаимодействия (The Center for Strategic Counterterrorism Communications), созданный по указу президента от 9 сентября 2011 года. Его предназначение — координация сотрудничества с зарубежными странами по борьбе с терроризмом и экстремизмом с информированием правительства по этим вопросам.
Необходимо отметить, что все вышеперечисленные организации — отчасти подконтрольные ведомства. Фактически же верховной контролирующей структурой является совет национальной безопасности со специальными комитетами, в сферу ответственности которых входит и реализация информационной стратегии по борьбе с терроризмом.
Всесторонне развитая и функционально распределенная политика США в области борьбы с терроризмом позволила сформировать достаточно эффективную модель контртеррористической деятельности. Однако в ряде случаев принятие важных решений в этой сфере занимает значительное время из-за различного рода согласований.
Германия тоже уделяет серьезное внимание вопросам организации контроля над использованием интернет-пространства. При этом многие законодательные ограничения принимаются при значительном сопротивлении со стороны общественности, СМИ и компаний, работающих в сфере компьютерных технологий. В начале 2007 года министерство юстиции ФРГ приняло закон, в значительной мере ограничивающий свободу использования Интернета. Согласно этому документу регистрация электронной почты на вымышленное (нереальное) лицо теоретически расценивается как преступление. По мнению авторов законопроекта, это средство общения должно быть закреплено за конкретным гражданином с той целью, чтобы в случае противоправного действия его можно было легко определить.
С января 2007 года в министерстве внутренних дел Германии функционирует специальная группа, призванная выявлять случаи радикальной исламистской пропаганды, а также анализировать работу некоторых сайтов, представляющих потенциальную опасность. Ее усилия направлены на борьбу с терроризмом в Интернете, поскольку исламские экстремисты стали более активно использовать глобальную сеть для обучения боевиков и подготовки терактов.
В июне 2008 года житель Германии, выходец из Ирака, получил 3. года заключения за распространение посланий «Аль-Каиды» в сети. Будучи администратором чата, он разместил несколько посланий Усамы бен Ладена и его заместителя Аймана аль-Завахири.
В ноябре 2008 года в ФРГ была взята под арест группа из трех человек, подозреваемых в пропаганде идей терроризма в Интернете. Выяснилось, что они принадлежали к организации «Всемирный исламский медиафронт». Задержанные высказывались в поддержку террористических организаций в своих интернет-постах (сообщениях). Эта организация известна, в частности, тем, что в августе 2006 года призывала к ведению информационной войны и использованию СМИ для пропаганды терроризма.
Одним из первых актов Великобритании, направленных непосредственно против ненадлежащего использования компьютерных технологий, стал Закон о неправомерном использовании компьютерных технологий, принятый в 1990 году. В законе о полиции и юстиции от 2006 года, который устанавливал в том числе и ответственность за компьютерные преступления, содержались поправки к закону о неправомерном использовании компьютерных технологий и сервисов. В частности, срок тюремного заключения за правонарушения, связанные со взломом сайтов правительственных организаций и банков, был увеличен до десяти лет.
Великобритания уделяет также серьезное внимание мероприятиям по противодействию распространению терроризма. Проявляется это, например, и в организации работы соответствующих органов, специальных комитетов, полиции и других структур. Одной из них является управление городской полиции по борьбе с терроризмом (Metropolitan Police Service’s Counter Terrorism Command), среди примеров работы которого обнаружение и арест подданного Великобритании, распространявшего идеи экстремизма в Интернете.
В Соединенном Королевстве существует центр правительственной связи (Government Communications Headquarters — GCHQ), представляющий собой спецслужбу, ответственную за ведение радиоэлектронной разведки, а также за обеспечение защиты ^формации органов правительства и армии. GCHQ находится в ведении МИД страны и входит в состав объединенного разведывательного комитета совместно с MI-5 и MI-6 (внутренняя и внешняя разведка соответственно). В этом центре имеется подразделение, обеспечивающее защиту информации органов правительства и армии Великобритании, — группа безопасности электронных коммуникаций (Communications Electronics Security Group — CESG).
По словам директора центра И. Лобхэма, эта служба специализируется на кибератаках, направленных против правительственных учреждений, различных предприятий и отдельных подданных Великобритании. Подобные кибератаки в настоящее время достигли «тревожного уровня». По мнению главы GCHQ, атаки хакеров представляют серьезную угрозу не только для экономического благополучия Соединенного Королевства.
В середине 2013 года министерство обороны Великобритании объявило о создании подразделения по защите от виртуальных угроз (Joint Cyber Reserve Unit). Главной особенностью* нового подразделения станет то, что помимо защиты компьютерных сетей оно будет заниматься кибератаками.
Как отметил министр обороны Королевства Ф. Хэммонд, «кибератаки могут вывести из строя коммуникации, ядерное или химическое оружие, самолеты и корабли противника». По его мнению, виртуальное пространство становится «новым рубежом обороны». Так, за прошедший год специалисты военного ведомства блокировали 400 тыс. атак, направленных на внутреннюю правительственную сеть. При этом умалчивается, что подобного рода угрозы могут исходить не только от хакеров или зарубежных ведомств, но и стать следствием террористических действий.
В Евросоюзе в качестве мер по противодействию пропаганды терроризма разработана Конвенция о киберпреступ-ности, принятая комитетом министров Совета Европы в ноябре 2001 года. Она охватывает широкий круг вопросов, в том числе такие аспекты киберпреступ-ности, как незаконный доступ к компьютерным системам, оказание воздействия на данные, на работу систем, противозаконное использование устройств, подлог и мошенничество с использованием компьютерных технологий и возможностей, правонарушения, связанные с терроризмом. Документ предусматривает также общие для интернет-провайдеров правила хранения личной информации их клиентов и пользователей на тот случай, если подобные сведения будут затребованы при расследовании нарушений в сфере кибербезопасности.
Согласно последним данным, конвенцию подписали 46 стран (38 государств — членов Совета Европы, а также Канада, Япония, ЮАР и США), хотя ратифицировали лишь 24 из них. К не подписавшим ее странам относятся Китай, несколько латиноамериканских государств и Россия.
В апреле 2008 года в Европейском союзе было принято решение об ужесточении законодательства по борьбе с терроризмом. Согласно поправкам, преступлением стало считаться любое побуждение к подобной деятельности, в том числе пропаганда терроризма в Интернете, а также вербовка террористов с помощью интернет-сайтов.
В Израиле в отличие от государственных структур, в большей степени применяющих силовые методы противодействия, целенаправленную работу в этом направлении осуществляют некоторые неправительственные организации. Среди них Международный институт по противодействию терроризму (International Institute for Counter-Terrorism) — израильская общественная организация, предоставляющая информацию об истории терроризма, о современном положении дел, уровне угрозы, методах и способах борьбы, а также о принимаемых на государственном уровне решениях. Популяризация методического пособия «Все, что нужно знать о терроризме», подготовленного этим институтом, не только привлекает внимание к проблеме, но и систематизирует представление населения об особенностях проявления терроризма в Израиле. Согласно некоторым утверждениям, деятельности израильских общественных контртеррористических организаций присущ пропагандистский характер, они стремятся донести до аудитории мысль о недопустимости пособничества террористам, а также об угрозе «гражданской халатности» — нежелании населения беспокоится о своей безопасности и безопасности окружающих.
В Индии существует несколько спецслужб, которые отслеживают террористическую деятельность не только внутри страны, но и за рубежом. Аналитический и исследовательский отдел (Research and Analysis Wing) является подразделением внешней разведки, а разведывательное бюро (Intelligence Bureau) — подразделением внутренней разведки. Указанные подразделения,; т частности, отслеживают интернет-пространство на предмет появления в нем ненадлежащей информации или активизации нехарактерной деятельности. Кроме того, существует антитеррористическое отделение полиции (Anti-Terrorism Squad), у которого есть определенная зона контроля.
В Китайской Народной Республике система контроля глобальной сети представляет собой системный и эффективный комплекс мер. Фильтрация контента осуществляется как программными, так и аппаратными средствами. Кроме того, власти оказывают прямое давление как на самих пользователей, так и на владельцев сайтов и провайдеров.
С самого начала своего появления Интернет в Китае находится под тотальным контролем со стороны властей. Правительство имеет технические возможности блокировать сайты, на которых появляется информация, идущая вразрез с законами КНР. Периодически в этот «черный список» попадают и некоторые иностранные электронные СМИ, в основном тайваньские и американские.
В республике введена обязательная регистрация пользователей в интернет-кафе, а также действует интернет-полиция, которая выявляет противозаконный контент, появляющийся в сети.
В 2005 году новостные сайты прошли перерегистрацию, согласно которой лично отвечают за публикуемую информацию. Общая цель правил — защита национальной безопасности и общественных интересов. Подобного рода меры китайских властей получили соответствующее название Great Firewall of China (firewall — программное средство защиты от несанкционированных подключений к компьютеру).
С 1 июля 2009 года в Китае предусматривалась установка на все компьютеры интернет-фильтров, которые должны отсеивать сайты с ненадлежащим содержанием. Изначально фильтры должны были устанавливаться на все компьютеры, продающиеся в стране, еще до того как они покинут завод. Программа также должна интегрироваться в компьютеры, ввезенные в КНР и предназначенные для продажи. Однако насколько тщательно это контролируется, неизвестно.
В Японии с целью информирования населения о всех нововведениях, а также об антитеррористической политике был создан интернет-портал, посвященный защите граждан от террористической угрозы (Civil Protection Portal). Изначально предполагалось, что данный ресурс будет служить законодательной опорой с информационными функциями: любой гражданин, интересующийся собственной безопасностью, посещает его, становясь тем самым компетентным в вопросах политики противодействия терроризму.
Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев в 2009 году подписал закон, приравнивавший все интернет-ресурсы к СМИ, которые стали нести уголовную и гражданскую ответственность наравне с традиционными средствами массовой информации. Действие закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей» распространилось на сайты, блоги, чаты, интернет-магазины, электронные библиотеки и др.
Введение этой меры позволяет судебным органам требовать от владельцев сайтов удаления материалов, противоречащих законодательству. Кроме того, в казахский суд можно обратиться с жалобой на любой интернет-ресурс, вне зависимости от того, где он расположен.
Президентом Республики Беларусь А. Лукашенко 1 февраля 2010 года подписан указ № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет», призванный защитить прежде всего рядовых пользователей от деструктивного воздействия экстремистских и аморальных сайтов.
Несмотря на обеспокоенность проблемой терроризма и на предпринимаемые усилия, контроль интернет-пространства остается сложной задачей. Добиться эффективных результатов по оказанию противодействия терроризму удается с трудом, при этом простых математических методов оказывается недостаточно. Эксперты в сфере компьютерных технологий приходят к выводу, что в основе борьбы с пропагандой терроризма в глобальной сети должны лежать меры, которые со всей строгостью будут применяться в отношении лиц, осуществляющих такую деятельность.
Одним из основных способов донесения идей антитеррористической борьбы до широкой общественности являются СМИ, которые уделяют особое внимание содержанию сообщений, посвященных террористической и антитеррористической тематике. Мнения специалистов в компьютерных сферах сходятся к тому, что сотрудничество антитеррористических организаций со СМИ следует развивать в полной мере во избежание освещения событий, связанных с терактами, в качестве «очередной победы экстремистов», а не как общегражданскую мировую проблему. Именно поэтому в некоторых зарубежных странах практикуется введение ограничений на освещение отдельных аспектов проявления экстремизма.
Вместе с тем о существовании широкого спектра директив и запретов относительно публикации новостной информации говорить не приходится, в силу того что свобода слова и печати является неотъемлемым атрибутом любого демократического государства. Однако в некоторых странах имеются и достаточно жесткие ограничения, закрепленные законодательно.
Вне зависимости от того, какие силы и средства станут применяться в качестве мер противодействия, с противоположной стороны всегда следует ожидать контрмеры, на которые соответствующие органы и ведомства должны дать адекватный ответ.
Таким образом, необходимо отметить, что одной из главных задач современности остается недопущение распространения идей терроризма и, как следствие, самих терактов.
С. Завьялов, «ЗВО»