России грозят новые санкции за захват портов и флота в Крыму
Украинская сторона имеет право предъявить России еще один иск за аннексию Крыма. На этот раз — за захват портов и объектов предприятия, которое осуществляло лоцманскую проводку судов в украинских водах. Россия захватила 4 лоцманских катера и установила полный контроль над Керченским проливом, взимая плату за лоцманские услуги. По мнению юристов, Украина по этому поводу может инициировать разбирательство в рамках Международного суда ООН, а также в Стокгольмском арбитраже.
Оккупация Крыма солдатами Вооруженных сил Российской Федерации, действующими без знаков различия, началась в феврале 2014 году. Кроме органов власти и воинских частей, первым делом были захвачены объекты транспортной инфраструктуры. Были взяты под контроль Евпаторийский, Керченский, Севастопольский, Феодосийский и Ялтинский порты. Также были захвачены объекты госпредприятия «Дельта-Лоцман», которое по закону осуществляло лоцманские проводки в украинских водах. Сообщает инфоцентр warfare.com.ua со ссылкой на socportal.info
Захват Керченского филиала произошел в первые 2-3 дня специальной операции.
Под контроль «зеленых человечков» перешли здание филиала и 4 лоцманских катера, из которых один был довольно старым, а один — достаточно новым.
Захваченные катера
После появления вооруженных людей в здании и на бортах судов, Администрация морских портов Украины утратила возможность управлять имуществом. Собственно говоря, тогдашний исполняющий обязанности главы государства Александр Турчинов никаких указаний АМПУ о спасении имущества и его эвакуации на материк и не давал. А самодеятельностью чиновники заниматься не рискнули.
Контроль над проливом
С позиции международного публичного права ранее Украина и РФ имели равный доступ к Керченскому проливу и договаривались о режиме контроля и пределах территориальных морских вод (половина от ширины пролива с каждой стороны). Но сейчас платежи за лоцманские услуги в Керченском проливе собирают российские компании. Ранее лоцманские услуги в проливе оказывали филиал «Дельта-лоцман» и госпредприятие Администрация морских портов Украины (АМПУ).
Суда, следующие в украинские порты Азовского моря, вынуждены платить за лоцманские услуги российским компаниям. Другого выхода у них нет, поскольку прохождение без проводки, во-первых, противоречит российскому законодательству, а во-вторых, физически опасно из-за сложных погодных условий и непростого рельефа дна в проливе. Ясно, что ни одно торговое судно не станет игнорировать требования вооруженной береговой охраны и российских пограничников. Вне зависимости от того, законен ли их фактический контроль над проливом. «Керченский морской порт закрыт согласно приказу Мининфраструктуры от 16 июня 2014 года № 255. Данная территория является временно оккупированной. Следовательно, у АМПУ нет там сотрудников. На подходах к Мариупольскому и Бердянскому морским портам проводку осуществляют лоцманы филиала «Дельта-лоцман» и ГП АМПУ», — прокомментировали в пресс-службе Администрации морских портов Украины.
Альтернативой выполнению незаконных требований российских оккупационных властей стал бы самостоятельный отказ от морского сообщения с Мариуполем и Бердянском, что неминуемо привело бы к катастрофическим последствиям.
Необходимость обеспечения безопасности судоходства подтолкнула российские власти создать свои структуры. «В целях оказания услуг по лоцманской проводке судов и систем управления движения судов в акваториях и на подходных каналах всех морских портов и терминалов «Республики Крым» 26 марта 2014 года создано ГП «Лоцман-Крым», — говорится в сообщении самопровозглашенных «властей». Имущество Азово-Крымского регионального управления филиала «Дельта-лоцман» государственного предприятия АМПУ, территориально расположенного в Крыму, было объявлено собственностью оккупантов. Работники филиала были переведены на работу в ГП «Лоцман-Крым», за исключением случаев иного их волеизъявления. А поскольку в Керчи работали лоцманы, в основном, из местного населения, то практически все приняли данное решение как должное. Факты переезда «на материк» не известны.
«Россия юридически считает полуостров своей территорией. Соответственно и полностью контролирует Керченский пролив, осуществляя лоцманскую проводку, — поясняет юрист АО «Лекселенс» Инга Дробинова. — Хотя при этом российское законодательство не содержит утвержденных ставок для портов Крыма о размерах лоцманского сбора».
Все украденные суда были перерегистрированы на предприятии «Керченский торговый порт», которое вошло в так называемое «Государственное унитарное предприятие Республики Крым» «Крымские морские порты», созданное самопровозглашенными «властями» в соответствии с Постановлением Государственного Совета «Республики Крым» от 26.03.2014 г. На него же перерегистрированы украденные суда. При этом все экспроприированное имущество не интегрировано в профильную федеральную корпорацию, ФГУП «Росморпорт», которая осуществляет лоцманские проводки в портах России. В описании предприятия упоминание о Крыме просто отсутствует. Это сделано для того, чтобы избежать санкций: морская торговля сурово регламентирована и попадание Росморпорта в санкционные списки привело бы к плачевным последствиям для морского транспорта России.
Конфликты и массовые увольнения
Поддавшиеся на российскую пропаганду лоцманы во многом прогадали. Экономический кризис в РФ и международное признание незаконности оккупации Крыма привело к существенному падению судозаходов. И как следствие — доходов предприятия. А дефицит федерального бюджета не позволяет финансировать убыточные предприятия на желаемом уровне. Эти факторы усилили конфликтность и недовольство в коллективе.
Дошло до того, что так называемая «Керченская транспортная прокуратура» проверила должностных лиц ГУП РК «Лоцман-Крым» на исполнение трудового законодательства. И установила, что в нарушение требований Трудового кодекса РФ члены экипажей лоцманских катеров «Морской -2″, «ЛК-102″ и «ЛК-88″, а также лоцманы в полном объеме не обеспечены средствами индивидуальной защиты. Предприятием не организован бесплатный рацион питания членов экипажей лоцманских катеров. Установлен факт невыплаты уволенному работнику компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск.
В отношении директора ГУП РК «Лоцман-Крым» возбуждено 2 дела об административных правонарушениях.
Масла в огонь подлила сомнительная кадровая политика самопровозглашенного «главы Крыма» Сергея Аксенова. 12 января «замминистра транспорта» Крыма Геннадий Раскевич представил коллективу ГП «Лоцман-Крым» нового директора — бывшего и. о. городского главы Керчи Романа Романова. Назначение проведено без консультаций с коллективом. Романов закончил Высшее военно-морское училище им. Фрунзе в Ленинграде. Работал в гидрографии в Севастополе и Керчи. Был начальником филиала государственного учреждения «Керченский район госгидрографии» и не имеет лоцманского опыта. Предыдущего директора Николая Хамина, который проработал на должности 10 лет, просто поставили перед фактом об увольнении. Работники назвали это «рейдерским захватом».
Чтобы успокоить возмущенный коллектив, а также уволить нелояльных сотрудников, государственное предприятие «Лоцман-Крым» реорганизовали в государственное унитарное предприятие «Лоцман-Крым». При этом Раскевич поставил сотрудников перед простым выбором: «Ваше право принять это решение или отказаться, развернуться и уйти».
Ситуация в Керченском морском порту еще хуже. По данным статистики, грузооборот в 2015-м составил 7,8 млн тонн. Для сравнения, в 2013-м было 2,8 млн тонн грузов. Эти показатели объясняются резко возросшим значением Керченской паромной переправы. То есть порт выполняет социальную, а не экономическую функцию, что плохо отражается на его доходах. Иностранных судов нет, платить высокие сборы некому. Из-за международных экономических санкций порт лишился своих основных партнеров. Ранее сотрудничество велось с Турцией, странами Ближнего Востока, Египтом и Грецией.
Это вынудило власти прибегнуть к массовым увольнениям. Предприятие подало в городской центр занятости заявку на увольнение 710 человек. Сокращение произойдет 20 апреля. «Это очень сложное решение, и мы против него, но пока ситуация складывается таким образом. Но это не конец. Руководство профкома сейчас делает все возможное, чтобы получить поддержку на уровне республики и на федеральном уровне. Там могут предложить другое решение», — сообщил курирующий эту сферу заместитель «главы администрации» Керчи Роман Кириченко, пояснив, что к сокращению персонала руководство порта привело отсутствие оборота.
Усиление санкций
Очевидно, что вопреки российской пропаганде, санкции как наказание за агрессию действуют. Но украинская сторона не должна останавливаться, последовательно и планомерно требуя включать в санкционные списки как предприятия, так и физических лиц, способствовавших оккупации. В частности, необходимо требовать санкций против «Лоцман-Крым». Юридические основания для этого есть. «Поскольку катера являлись собственностью государства Украина, то, соответственно, Украина как государство в лице Мининфраструктуры или иных уполномоченных органов имела и до сих пор имеет право предъявить иск РФ в международных судах и требовать компенсации», — считает Инга Дробинова. Такого же мнения придерживается и адвокат, управляющий партнер АО Suprema Lex Виктор Мороз: «Посягательство Россией на имущество Украины на территории аннексированного Крыма является незаконным. Поэтому основания для внесения предприятия «Лоцман-Крым» в санкционный список существуют».
Также необходимо начать судебное преследование госпредприятия «Российский речной регистр», которое незаконно поставило под российский флаг украинские катера. «Согласно положениям международных нормативно-правовых актов, в частности, Конвенции ООН по морскому праву и Конвенции по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, действия по регистрации украинских судов в российском речном регистре являются незаконным их захватом. Украина может инициировать разбирательство в рамках Международного суда ООН, а также различных арбитражных учреждений, в частности, в Стокгольмском арбитраже», — уверен Виктор Мороз. По мнению экспертов, юридическое наказание субъектов, способствовавших оккупации, реально — при условии активности украинских органов власти. А вот рядовые перебежчики за свои ошибки уже платят — зарплатой и рабочими местами.
да а крым русский как не смотри.
Має право, але й досі чомусь не пред’явила, бо віднімуть ліпецьку фабрику в нашого «гаранта».))))))