Возвращаясь к вопросу о мере вмешательства России в украинский кризис, редактор отдела политики воскресного издания Frankfurter Allgemeine Томас Гутшкер уличает Владимира Путина во лжи. Он напоминает, что Путин сначала публично заявил, что Россия не принимала участия в подготовке «сил самообороны» в Крыму, а месяц спустя, во время «прямой линии», огорошил: «За спиной сил самообороны Крыма, конечно, встали наши военнослужащие».
«Чтобы политики открыто признавали, что на протяжении нескольких недель врали, такое случается не часто, — замечает Гутшкер. — Строго говоря, такого не бывает практически никогда, во всяком случае в наших широтах. Разумеется, в правовых государствах политики тоже лгут. Но они ни в коем случае не могут позволить, чтобы их на этом поймали. Чуть ли не каждый политический скандал начинается с того, что политик утверждает, что он чего-то не знал или не мог знать, а заканчивается предъявлением доказательств, что он был наилучшим образом информирован. И тут приходит конец доверию к этому политику. В представительной демократии доверие есть наивысшая ценность, это важнейший капитал политика, которому доверен государственный пост или мандат. Кто теряет доверие, тому либо приходится сразу же уходить с занимаемой должности, либо его выгоняют на ближайших выборах», — говорится в статье.
«Поэтому опытные политики внимательно следят за тем, чтобы не пересечь тонкую грань: они хоть и не говорят всей правды, но и врут нечасто. Пару лет назад Жан-Клод Юнкер отступил от этого правила — и попал в крайне неприятную ситуацию», — продолжает Гутшкер. Речь идет о случае, когда бывший премьер-министр Люксембурга отрицал факт совещания по ситуации в Греции, которое, как выяснилось вскоре, на самом деле состоялось. «Юнкер не хотел провоцировать панику на рынках. Но обманутые журналисты отнеслись к этому без всякого понимания» — в частности, в Великобритании газеты навесили на Юнкера ярлык «известного лгуна».
«Про Путина в России так никто не говорит, притом что история с «зелеными человечками» далеко не единственная ложь кремлевского начальника. С начала украинского кризиса Путин врет, как сивый мерин», — пишет колумнист. Так, за пару дней до внесения в Госдуму законопроекта, который допускал присоединение Крыма к России и «не мог быть сюрпризом для Путина», Путин исключил саму возможность вхождения полуострова в состав России.
«Русские прекрасно уживаются с тем, что у их главнокомандующего между словом и делом — настоящая пропасть. Почему?» — задается вопросом автор. В поисках ответа он вспоминает, что еще в советскую эпоху «публичная ложь была в порядке вещей», и Советский Союз «пережил призыв Александра Солженицына «жить не по лжи» на четверть века».
«Русских даже восхищают случаи, когда человек благодаря лукавству добивается успеха. Хороший политик — это тот, кто умеет врать и добивается своего. Путин хорошо умеет врать, его этому научили в КГБ, — говорится в статье. — А теперь он даже может себе позволить время от времени выходить из роли, открыто признавая, что соврал. Президент подмигивает своему народу, а народ подмигивает в ответ».
«Канцлер [ФРГ Ангела Меркель] сказала Обаме, что Путин живет в другом мире. Так и есть. В мире Путина ложь допустима, это признак силы, превосходства. Один британский колумнист недавно сформулировал вопрос: как мы можем вести переговоры с таким паталогическим лжецом, как Путин? Это же решительно невозможно, ведь паталогические лжецы не в состоянии отличить правду от лжи. Но Путин-то это отлично умеет. Беспокоиться, что он станет жертвой собственной пропаганды, не приходится. Проблема в другом: как можно о чем-то договариваться с человеком, который явно получает удовольствие от того, что нарушает договоренности?» — заключает риторическим вопросом Гутшкер.
Инопресса