Президент Украины ввел в действие решение СНБО о привлечении миротворцев. 
Верховная Рада оперативно приняла соответствующее обращение к ЕС. 
Начались консультации и по формату «голубых касок ООН».
С точки зрения Украины вполне логично.
В вероятность выполнения Минских соглашений никто не верит. Сообщает Война в Украине со ссылкой на
retrans24.blogspot.com
А Киев не имеет пока сил, чтобы решить вопрос силовым путём.
Более того, война оттягивает ресурсы, крайне необходимые на реформирование страны.
Причём не только и не столько денежные, сколько временные.
Если не приступить к созданию новой системы функционирования государства, через год-два фронтовикам уже нечего будет защищать.
lukashenko_forma

фото: http://retrans24.blogspot.com

На это, кстати рассчитывают в Кремле, поддерживая тлеющий конфликт в Луганской и Донецкой областях.
Миротворческий контингент для Киева в таких условиях становится инструментом, позволяющим добиться прорыва сразу по нескольким направлениям:
Конфликт сразу выходит из активной фазы.
Выборы, прописанные в минских соглашении, всё же происходят.
И проводятся не под контролем российских штыков.
Ведь безопасность и подсчёт голосов обеспечивают внешние игроки.
Контроль над границей переходит пусть и не к украинским пограничникам, но и РФ теряет возможность провоза танков своим ходом. «военторг» Вынужденно закроется.
Или, в худшем случае, существенно поубавиться ассортимент.
Разоружаться сепаратистам так же придётся.
А миротворческий контингент невольно будет задавать вопросы «откуда техника» — проявится множество занимательных подробностей.
Всё это даёт Украине время и возможности заняться наконец реформами.
В том числе резкими и болезненными.
На первый взгляд всё хорошо.
Да вот беда, реакция внешних игроков достаточно сдержанна.
Сразу несколько стран выступили против миротворческой миссии.
Реакция России прогнозируемая.
Единственный приемлемый для Кремля формат – ВС РФ в голубых касках.
Но кроме Путина, против миссии уже успели высказаться глава МИД Словакии и ряд влиятельных политиков ЕС.
Да и позицию США однозначной назвать трудно.
Таким образом лёгкого и быстрого решения не предвидится.
Ни внутри Европейского Союза ни тем более в ООН.
Но даже если такое будет принято, первые подразделения появятся под Донецком не раньше осени.
Получаем занимательный расклад:
РФ если и согласиться на миротворцев, то под своим контролем или с внушительным своим участием.
Для Украины критично, чтобы миротворческий контингент никоим образом не зависел от России
Страны ЕС такое развитие событий воспринимают неоднозначно.
Есть как сторонники, так и активные противники миссии.
Взваливать на себя ворох чужих проблем никому не хочется.
Да и дорого это.
Безымянный3
США пока занимает выжидательную позицию.
Тем более, что американские солдаты в Украинских степях маловероятны.
Вашингтон это чудесно понимает.
Но обращение Украины есть.
Его необходимо рассматривать.
Более того, формально все перечисленные игроки выступают за мир.
И при определённых условиях все готовы проголосовать за. Проблема в том, что условия у каждого свои.
И точек соприкосновения мало.
Ключевой вопрос: кто и каким образом будет следить за миром.
Маячит перспектива Минска-3.
В этот раз посвящённого миротворческому контингенту.
И тут как чёрт из табакерки проявляется личность хозяина Минска – Лукашенко.
Значение успеха Украины для Лукашенко?
Смею утверждать, что президент Беларуси внимательнейшим образом следить за развитием событий вокруг «миротворческого контингента».
И при первом же удобном случае предложит услуги вооружённых сил Республики Беларусь в этой роли.
И причины тому лежат в основном во внутренних проблемах «синеокой».
2015 год — год президентских выборов.
Все без исключения предыдущие электоральные кампании в Беларуси проходили на фоне роста национальной экономики.
Что позволяло власти «играть в популизм» — инициировать существенное повышение уровня зарплат и социальных выплат.
Этот год исключение.
Выборы впервые пройдут на фоне спада экономики и обесценивания национальной валюты.
Лукашенко крайне необходимы деньги. Желательно не кредитные.
Или, в крайнем случае длинные и дешёвые. Россия в этом не помощник.
Любой кредит из РФ оплачивается собственностью или политическими уступками.
Основной кредитор — Россия — вряд ли способна покрыть все запросы союзника.
Брать у Китая — себе дороже.
Остаётся «западный мир».
И тут работа ведётся сразу по нескольким направлениям.
И Украина занимает в этом раскладе ключевую позицию.
Во-первых, благодаря хорошим отношениям с Киевом, Беларусь обходит санкции.
Просто выводит свои товары на европейский и американский рынки с помощью «украинского посредника».
Схема была разработана ещё в 2011.
Но практическая аппробация пошла сейчас.

Интересная динамика: сразу после открытия европейского рынка для Украины, беларуская сторона увеличила поставки своей продукции южному соседу.
В том числе по позициям, которые ранее не поставлялись на берега Днепра.
Парадокс, но на фоне экономического кризиса Украина «купила» в 2014 году беларуских товаров на 12% больше, чем в 2013.
Во-вторых усиление сотрудничества с Украиной (а через неё с Европой) уравновешивает российское влияние внутри страны.
Что уже хорошо.
Как в близкой перспективе для Лукашенко.
Так и стратегически для государства «Республика Беларусь» — независимо от того, кто является его руководителем.
В третьих победа Украины выгодна Беларуси в любом случае.
Начиная от получения дополнительных «конфеток» из Кремля ради поддержания политики «лозунги о братской любви в обмен на бабло».
И заканчивая возвратом к возможности выбора внешнеполитического курса.
Тут, позиция страны как посредника в разрешении кризиса уже приносит свои дивиденты.
Но об этом чуть позже.
Пока поговорим о мотивации Лукашенко.
Зачем президенту Беларуси посылать миротворцев в Украину?
Лукашенко понимает, что в случае поражения Украины следующий он. Более того, вероятность «сброса Лукашенко» велика и при замораживании конфликта. Путину нужна будет маленькая победа. И свой новый президент Беларуси может стать такой палочкой-выручалочкой.
Как, к слову, было в 1996 году.
России после поражения в Чечне нужна была хоть какая победа.
Интеграция с Беларусью быстро переключила внимание обывателя.
Подобный сценарий возможен и теперь.
Всё просто: спровоцировать волнения. (хотя, их и провоцировать особо не надо — беларуское общество готово к смене лиц)
А дальше, пользуясь слабостью и разобщённостью оппонентов Лукашенко привести к власти «сговорчивого демократа».
Так сказать «майдан за Россию».
Картинка будет что надо: спасли братский народ от происков запада.
А новый президент за это расплатится «кусочком независимости».
Все довольны.
Подобные варианты просчитывает и Лукашенко.
Он понимает, что в одиночку противостоять Кремлю не сможет.
Сильных союзников, увы, нет. ЕС и США, конечно, в случае чего будут возмущаться аннексии Беларуси.
Но до практических шагов дело не дойдёт — слишком уж испорчены отношения за последние десятилетия.
Кроме того одно дело помогать «народу, сражающемуся за демократию», и совсем другое «сохранять трон для последнего диктатора Европы».
На первый взгляд, позиция безрадостна.
Но Лукашенко привык балансировать на стыке интересов.
И сейчас он пытается выжать максимум из ситуации.
И стать «неприкасаемым» по крайней мере на ближайшие год-два.
То есть сделать актуальной по отношению к нему известную фразу Рузвельта о Самосе: «Может быть, он и сукин сын, но это наш сукин сын».
Своим стать не получится, а вот незаменимым — вполне.
Чтобы убедиться достаточно проанализировать действия Лукашенко в 2014 году.
Слил информацию о передвижениях российских военных Киеву.
За это Украинское правительство выступило за проведение в Минске переговоров между ТС и ЕС по Украине.
Помните, летняя абсолютно бесполезная встреча для всех.
Но она была весьма кстати для Лукашенко.
Тот показал, что может быть надёжным посредником.
Далее Минск-1, Минск-2.
Инициативы «принять технику» из Украины. Лукашенко, естественно гарантировал бы что она не выстрелит и останется где-то под Жлобиным.
Правда умолчал, что тот же МЗКТ активно поставляет свою продукцию в Украину.
Да так, что прибыль предприятия за 3 квартал 2014 года превышает показатели за весь 2013.
То же самое по деталям для беспилотников.
Аналогично по электронике и системам наведения для артиллерийского оружия и ПТРК.
Если уж на то пошло, что в СКИФЕ ракета украинская, электроника и система прицеливания беларуские.
Поставка на поток производства означает одно из двух: или Беларусь активно поставляет свои блоки или передала технологию.
И наконец, «просто» торговля. Вот пару фактов:
Беларусь Увеличила поставки нефтепродуктов в Украину.
Причём в начале войны перешла на «отсрочку платежа» с одновременным увеличением объёмов.
Только официально Беларусь за 3 квартала 2014 поставила в Украину прицелов, оптики и другого такого мирного оптического оборудования более чем на 3 миллиона долларов.
Это в 2 раза больше, чем в 2013.
Сюда же стоит добавить интересную позицию «детали летательных аппаратов».
Беда, но в Украине нет своих наработок по БЛПА.
В Беларуси есть.
В Украине нет авиадвигателей для СУ.
У Беларуси свой завод по модернизации.
Не догадываетесь чьи детали стоят на «восстановленных» СУ-27 и МИГ-29 ВСУ?
И это только то, что есть в открытых источниках — платёжном балансе и данных статистики двух стран.
Но всё это — просто посредническая деятельность.
Она даёт деньги но не даёт гарантий безопасности для Лукашенко.
И, в случае «аккуратной» смены власти в Минске новый фаворит Кремля спокойно сможет делать вид, что проводит аналогичную политику.
До поры до времени. Лукашенко не хочет «операции революция».
Ему нужны гарантии. Гарантии от «сильных мира сего».
Таковой может стать участие в миротворческой миссии.
Демонстративная нейтральность, естественно, не будет нравится Кремлю.
Но во-первых беларуские миротворцы для российского электората воспринимаются лучше, чем сводные подразделения НАТО.
Во-вторых, вероятность того, что ЕС и США будут предпринимать действия против разворачивания российского сценария смены власти увеличиваются. Защищать диктатора не хорошо.
А вот миротворца — благородно.
Если вдобавок к этому с России не снимут санкции (и конфликт будет тлеть хотя бы до осени), позиции Лукашенко на выборах существенно усиливаются.
Не в смысле проголосуют ли за него.
Что отмечено на бюллетенях граждан официальный Минск не интересует уже лет так 20 — главное правильно посчитать.
А в смысле того, кто из внешних игроков и каким образом пойдёт на вмешательство в выборы Александра Лукашенко.
Лукашенко, естественно, аккуратно предлагает свои услуги.
Но, извините, тут уже о простых намёках речь не идёт. 6 марта после почти что двухлетнего перерыва прошли переговоры представителей НАТО с МО Беларуси.
Официальный пресс-релиз говорит, что беларуские военные «отчитались» о реформировании вооружённых сил.
Но давайте вспомним недавнюю историю.
В 2010 году, во время кратковременного потепления отношений Беларуси и ЕС» один знакомый дипломат сказал мне интересную фразу «Если Беларусь захочет вступить в НАТО — она это сделает.
Власти в Минске быстро выполняют договора, если им это интересно.
И этим они отличаются от Киева».
Откуда это пошло.
В том же 2010 году Беларуские вооружённые силы совместно с НАТО создали миротворческую роту.
Которая, несмотря на «нейтральный статус» Беларуси уже успела поработать в миссиях ООН. Следующим этапом в планах был совместный батальон Беларусь-НАТО.
А потом, возможно и корпус численным составом до бригады.
Но случился разгон протестов в декабре, начались санкции.
Так вот, сразу после визита «вражеских военных» на официальном сайте
Министерства обороны появились материалы о миротворцах и их деятельности. (http://belarmy.by/)
Дальше-больше. 19 марта журналисты беларуского телевидения якобы сами задают вопрос о миротворцах генсекретарю ОДКБ Николаю Бордюже.
И тот прямым текстом заявляет, что считает приемлемым и возможным отправку на Донбасс миротворцев из Беларуси и Казахстана.
Причём о РФ ни слова.
Что касается санкций, тут так же всё меняется.
США вдруг отменяют санкции в отношении «Беларусьнефти».
Это, извините, один из ключевых поставщиков валюты в страну.
Компания перерабатывает нефть в Беларуси, добывает её в Венесуэле, Иране и других странах. Продаёт.
Но интересна не сама отмена, а мотивировка.
Вот две цитаты: «В 2011 году власти США добавили «Белоруснефть» в список компаний, нарушающих действующие против Ирана санкции. Тогда американская сторона заявила, что «Белоруснефть» в 2007 году подписала контракт на 500 миллионов долларов с компанией NaftIran Intertrade, касающийся разработки нефтяного месторождения Джофеир в Иране. Между тем годом ранее США ввели санкции против этой компании, заявив, что Иран использует доходы от продажи нефти для реализации ядерной программы.»
А вот мотивировка отмены: «компания более не занимается деятельностью, которая подпадает под санкционные ограничения».
Извините, но Беларусьнефть работает на Иранском рынке.
Разве что сменила партнёров.
То есть США поверили Лукашенко «на слово» в том, что «он будет хорошим»!
Поэтому смею утверждать, что при очередных консультациях Беларуские власти не преминут упомянуть, что они готовы стать удобным для всех решением проблемы.
А именно разделить своими вооружёнными силами стороны конфликта на Донбассе.
Или даже взять мятежный регион «под свой контроль».
При этом Беларусь решит сразу несколько задач.
В том числе «неявных»:
Политическая — окончательный выход из под санкций или по крайней мере обеспечения выгодной позиции для переговоров с Европой и США.
Военная — подготовка ВС.
Тот же сайт МО Беларуси обращает внимание на необходимость переподготовки армии для «гибридной войны».
А это делать лучше всего на месте событий.
Да ещё за чужие деньги.
Военно-экономическая.
Беларусь уже форсировала военное сотрудничество с Украиной.
Помощь Киеву в решении Донецко-Луганской проблемы станет лишним аргументом для развития взаимовыгодных контактов.
Экономическая.
Про экономико-политические соображения писалось выше. Лукашенко не был бы Лукашенко, если бы не думал о финансовой выгоде.
И смею утверждать, что Беларусь сможет выжать финансовый профит даже в зоне конфликта. Что такое Донбасс.
Это бывший промышленный регион.
Промышленность развивать надо.
Но в условиях замороженного конфликта сомнительно, что украинским компаниям (и правительству) будет легко действовать в регионе без посредников.
А вот решение проблемы с помощью «беларуских гражданских специалистов» при условии «беларуского миротворческого контингента» реально.
Естественно, что Республика Беларусь получит свои «посреднические проценты».
Кстати, украинская схема не единственная.
В Минске вдруг вспомнили, что первые переговоры по Нагорному Карабаху проходили в Беларуси. И министр иностранных дел страны уже успел предложить вновь предоставить «площадку для переговоров» (http://newcaucasus.com/index.php?newsid=7216).
А теперь о совпадениях: все перечисленные новости датируются первой половиной марта 2015 года.
То есть в Беларуси «вдруг», «случайно» произошли несколько якобы независимых друг от друга события. Совпадение господа. Такое, говорят, бывает.
Можно ли верить чёрту из табакерки?
Возникает вопрос: верить ли Лукашенко?
Полностью доверять в политике нельзя никому.
Тем более, что кроме ценностей, слов есть интересы стран и правящих элит.
Украинцы в этом убеждаются и на примере России и на примере «союзников» с Запада.
Говоря о Лукашенко можно утверждать одно: ему сегодня выгодно помочь Украине.
В его системе координат поставлено на карту нечто большее чем судьба страны — личная власть. Теперешняя и будущая.
И тут, у РФ просто нет столько денег, чтобы «перекупить союзника».
И по крайней мере до конца 2015 года.
Да и дальше, если ЕС и США продолжат работу по плавному ослаблению санкций в отношении Беларуси.
Игорь Тышкевич,для "Хвилі"
загрузка...