ir-154

Как сообщала группа «Информационное Сопротивление», 14 июня 2014 года в Киеве прошел ІV Форум «Українских справ», организованный Международной благотворительной организацией «Центр национального возрождения», общественным объединением «Українська справа» и Национальным военным историческим музеем Украины.

Представляем вашему вниманию выступление эксперта по вопросам информационной безопасности Центра военно-политических исследований Гусарова Вячеслава.




 

В последнее время все чаще говорят об информационной войне, информационной агрессий и манипуляции сознанием.

Можно ли это предотвратить и как противостоять новой угрозе? Не поздно ли мы начали об этом говорить? Ведь известно, что лучше один раз сделать как следует, нежели потом сто раз переделывать.

Легче и дешевле предотвратить враждебное информационное воздействие на общественное сознание, чем исправлять его последствия.

Кратко напомню:

Информационное воздействие на сознание — это действия заинтересованной стороны (субъекта информационного воздействия), направленные на создание необходимой модели общественной ситуации (информационная ситуация), которая бы удовлетворяла определенным требованиям, создавала бы правдивую иллюзию из мифов и заставляла бы действовать определенным образом конкретную общественную группу (объект информационного воздействия).

Последствиями информационного воздействия могут быть дискредитация государственных интересов, изменение авторитетов в государстве, возникновение социальных протестов и т.д.

Инструментами воздействия (информационным оружием) принято считать средства массовой информации, телефонные и компьютерные сети, негосударственные организации и другие социальные группы, а также специальные технологии.

Сразу перейду к сегодняшним реалиям.

Анализ информационной операции, которая происходит на Юго-Востоке Украины, дает основания сформулировать ее цель:

создание на Юго-Востоке Украины информационного фундамента для передачи под юрисдикцию Российской Федерации Харьковской, Луганской, Донецкой, Запорожской, Херсонской, Николаевской и Одесской областей.

Задача информационной операции:
1. Создать информационные образы «единого и верного пути» для жителей Юго-Восточной Украины по вхождению их в состав РФ.
2. Повысить в регионах Украины рейтинговые позиции российского президента и Российской Федерации.
3. Создать общественную атмосферу доверия к информационным действиям РФ, действиям руководства РФ о принятии в состав России соответствующих областей Юго-Восточной Украины.
4. Создать негативный имидж руководству Украины и навязать мысли о его негативном отношении к регионам Юго-Восточной Украины.
5. Создать основу для зарубежной информационной поддержки действий России в Юго-Восточной Украине.

Информационная операция была спланирована заблаговременно.

Почти одновременно в некоторых областях произошли однотипные митинги, попытки захвата зданий государственных администраций, создание независимых комитетов жителей городов и т.д. Синхронное появление на телеэкранах независимых лидеров в камуфляже с автоматами и их заявления о неподчинении Киеву, также казалась калькой.

Сходство событий как по сценарию и совпадение их по времени не оставляют сомнений о тщательной подготовке этих мероприятий.

С началом проведения информационной операции информационное воздействие со стороны Российской Федерации стало более плотным и более мощным. По анализу общего числа сообщений — бóльшая их часть (почти 90%) новостей, ток-шоу, аналитических программ были посвящены событиям в Украине. К телевизионным передачам привлекали известных политиков, художников, историков и других авторитетных лиц России.

Характерной особенностью представления информации о событиях в Украине стало ее одностороннее освещение, в частности, отмечались замалчивания новостей о несогласии россиян с курсом Путина (демонстрация несогласных, митинги в поддержку Украины, отдельные выступления оппозиционеров).

Новостные блоки в вечернее время на телевидении, которые по своему психовосприятию считаются наиболее эффективными, отдали хорошо подготовленным русским агитаторам — Д.Киселеву и В.Соловьеву.

«Не важно, что происходит — важно, как это подать», — однажды сказал Дмитрий Киселев. Цитата просто напоминает другое высказывание Йозефа Геббельса: «Мы не стремимся к правде — мы стремимся к эффекту».

Информационная операция в восточных областях Украины происходила поэтапно:

I этап (начало апреля 2014).
Характерные особенности влияния:
• информационное пространство Украины, в том числе и Юго-Восточных регионов было буквально нашпиговано российскими медиа;
• приоритет в информировании о событиях на юго-востоке отдавался российским телевизионным каналам (высокий уровень аналитики, доступность, завершенность событий);
• люди в городах и поселках стали объединяться в группы народной обороны, выбирали командиров и начинали враждовать между собой;
• обычным делом стали захваты управлений МВД, СБУ и других государственных учреждений;
• производились аресты;
• в случайных перестрелках гибли люди.

Информационный маятник раскачивался все сильнее…

Восток страны охватил человеческий страх. Страх разочарования в завтрашнем дне и разочарования в новом руководстве Украины.

Психологически обессиленный народ востока искал выхода из непростой ситуации.

При этом, ведущие средства массовой информации России подавали информацию для нагнетания негативных общественных настроений, используя ранее подготовленные информационные символы:
• Киевская хунта бросила людей Восточной Украины на произвол;
• На Востоке Украины американские боевики из горячих точек учат молодых украинцев убивать;
• Магазины в городах пустые, будет голод;
• Топлива осталось на несколько дней и так далее.

На то время СМИ Украины работали разрозненно, а некоторые просто «дарили» свой эфир российским каналам. Возникал информационный вакуум, который быстро заполнялся российским медийным контентом. Информационное противостояние со стороны России наращивалось. Именно в это время начали формироваться волонтерские информационные организации, одна из которых — группа «Информационное сопротивление». Журналисты группы одними из первых начали объективно освещать события из горячих точек.

ІІ этап  информационной операции на Востоке Украины имел следующие особенности:
• сосредоточение основных усилий на Востоке Украины, в южных областях периодически поддерживался сепаратистский информационный фон;

• начало боевых действий с боевиками в рамках АТО;
• протестная реакция местных жителей на произвол боевиков;
• деятельность миссии ОБСЕ на Востоке Украины;
• блокирование работы украинских СМИ (телеканалы, радиостанции, газеты);
• идеализация созданных народных республик и выдвижение на передний план их лидеров;
• формирование медийной платформы украинских СМИ совместно с негосударственными общественно-политическими организациями.

Активность в южных регионах Украины затихала, в то же время на Востоке происходило наращивание боевых действий. В связи с этим, информационная поддержка была перенацелена на Восток Украины.

На событиях вокруг украинского информационного поля следует остановиться отдельно. Именно в этот период СМИ Украины смогли консолидироваться и не дать наращивать мощь российской информационной машине. Несмотря на многие имеющиеся факты запретов деятельности работников медиа на Востоке, а также на закрытие газет и телецентров, информационное пространство Украины смогло сформировать контрпропагандистский щит и существенно замедлить антиукраинскую кампанию.

Этому помогли следующие факторы:
• поддержка украинских медиа западными коллегами;
• рост патриотического духа в обществе;
• информационные действия украинской власти на международной арене.

При этом темпы проведения информационной операции России значительно снизились. Об этом свидетельствует незначительное смягчение риторики российских сообщений и снижение активности в украинском информационном пространстве.
Главным просчетом информационной машины Кремля стал фактор консолидации всего украинского общества, которое до этих событий принято было различать по ментальным, этническим, культурным и религиозным особенностям. Теперь произошло некое «стирание граней».

Между тем, конфигурация информационного пространства Украины на тот момент, уже была способна сдерживать информационный прессинг со стороны российского агрессора. Это положительно. Однако сложившуюся информационную ситуацию в Украине не следует считать стабильной — при незначительном изменении военно-политической ситуации в Украине, информационное пространство также будет подвергаться конфигурации. А время на его корреляцию не сыграет на пользу Украине.

ІІІ этап информационной операции начался после выборов Президента Украины.
Факторы, которые повлияли на ход информационной операции:
• визит во Францию и первые переговоры с В.Путиным;
• начало трехстороннего диалога по газовым поставкам;
• активность АТО на Востоке Украины;
• информационная поддержка Западом позиции Украины и обвинения российского руководства в сложившейся ситуации на Востоке Украины.

Особенности ІІІ этапа:
• политические события усилили имидж Украины;
• изменение риторики и незначительное снижение информационной плотности российских сообщений свидетельствует о поиске новых информационных поводов для восстановления позиций в информационной операции;

Прогнозируется, что тактика информационной операции РФ в дальнейшем будет скорректирована в соответствии с изменениями информационной ситуации в Украине.
А каким образом можно противодействовать манипулированию общественным мнением?
Кто владеет информацией, тот владеет миром, сказал еще 200 лет назад Натан Ротшильд. Следует честно признать, что сегодня украинское информационное пространство напоминает ничейное плодородное поле.

Информационная безопасность в Украине существует, но она работает не системно.
Считаю, что в самое ближайшее время должны быть образованы органы управления системой информационной безопасности. Очевидно, они должны функционировать в Администрации Президента (главный координирующий орган), в СНБО Украины и в Кабинете Министров.

Вопросы информационной безопасности государства должны касаться сфер:
• внутренней политики Украины — защита внутреннего информационного пространства — Министерство внутренних дел и Служба безопасности Украины;
• международная сфера — обеспечение суверенитета страны, укрепления государственных позиций Украины, препятствование внешней информационной экспансии — Министерство иностранных дел Украины, Служба внешней разведки Украины;
• военная сфера — защита независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности — Министерство обороны Украины;
• социальная и духовная сфера — обеспечение информационного и культурного влияния за рубежом — Министерство культуры, Министерство социальной политики, Министерство иностранных дел Украины;
• информационная сфера — поиск и предоставление информационных каналов для информирования общественности, а также защита государственных информационных ресурсов — Министерство транспорта и связи и другие.

Вопрос создания системы информационной безопасности Украины — один из ключевых на сегодня. Ни одна из европейских стран не смогла бы существовать без информационной защищенности и противодействия враждебным информационным угрозам.

В завершение приведу цитату Максима Побокина, украинского журналиста и медиааналитика: «Если Украина не создаст свою машину пропаганды, то ее создадут ее соседи».

←ЖМИТЕ "Рекомендую" если Вам понравилась эта статья Понравилась статья - жмите



НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

Также Инфоцентр "Война в Украине!" сообщает: