Впервые за постсоветскую историю большинство украинцев приветствуют вступление своей страны в НАТО. Такое резкое изменение настроений свидетельствует о кардинальной смене отношения украинцев к этой организации коллективной безопасности — даже при том, что альянс ставит перед инфантильным политическим классом страны весьма сложные задачи. Сообщает  инфоцентр warfare.com.ua со ссылкой на «Foreign Policy«, США

Результаты опроса общественного мнения, проведенного недавно Фондом «Демократические инициативы», вызвали на Украине сенсацию: 64% респондентов заявили, что в случае проведения референдума они проголосовали бы за вступление в НАТО (и лишь 28% выступили бы против). Такие результаты свидетельствуют о резком изменении общественных настроений и стремительном изменении представлений украинцев об архитектуре системы безопасности. В 2009 году лишь 21% украинцев заявлял, что поддерживает идею вступления в НАТО, а почти 60% высказывались против. Еще осенью 2013 года — до революции Евромайдана — две трети жителей страны не представляли себе Украину в составе альянса.

фото: «Foreign Policy«, США

фото: «Foreign Policy«, США

На Украине общественное мнение по отношению к НАТО на протяжении длительного времени формировалось под влиянием различия в эмоциональных оценках и настроениях жителей западных областей и пророссийски настроенных граждан, поэтому возможности вести дискуссии на основе объективных фактов практически не было. Третий президент Украины Виктор Ющенко много разглагольствовал о вступлении в НАТО, но ничего не говорил о проведении реформ, необходимых для достижения этой цели. Это постепенно привело к полному равнодушию к идее вступления в НАТО, а на международном уровне — на пресловутом саммите в Бухаресте в 2008 году — к отказу в присоединении Украины к Плану действий по членству в альянсе. Видя, что власти Украины не смогли провести реформы в армии, уже давно находившейся в полуразваленном состоянии, даже те украинцы, которые были самыми ярыми сторонниками западного курса, разуверились в том, что страна когда-нибудь станет членом западного блока коллективной безопасности.

Пришедший на смену Ющенко пророссийский президент Виктор Янукович в конечном счете отказался от прежней оборонной доктрины (которая, по крайней мере, символически провозглашала курс на «евроатлантическую интеграцию») чем изрядно порадовал своих друзей в Кремле. Но четыре года безответственного авторитарного правления Януковича, конец которому положила революция Евромайдана, обернулись против него же самого — ситуация изменилась и вопрос членства в НАТО вновь стал актуальным. Возможно, наступил тот момент, когда этот вопрос стал темой серьезного политического обсуждения.

Похоже, в вопросе вступления в НАТО появились первые признаки растущего политического консенсуса. Пять из шести парламентских партий в своих программных требованиях призывают к более тесному сотрудничеству с НАТО. В декабре 2014 года Верховная Рада проголосовала за отказ Украины от «внеблокового статуса» (служившего основой политики правительства Януковича). Высокопоставленные законодатели в правящей коалиции однозначно назвали это первым шагом на пути к подаче заявки на вступление в НАТО.

На этот раз слова чиновников наконец-то подкреплены действиями: украинские политические обозреватели отмечают, что страна сейчас отчисляет на оборону гораздо более значительную часть своего ВВП (около 5%), чем требуемые от стран-членов НАТО 2% — стандарта, которого придерживаются далеко не все члены альянса. Только этим летом Украина провела совместно с войсками НАТО три масштабных военных учения — «Быстрый трезубец» (Rapid Trident), «Бесстрашный защитник» (Fearless Guardian)и «Морской бриз» (Sea Breeze). Помощь нелетальными военными средствами и содействие в проведении обучения, которые Киев получил от США и Канады за время войны с пророссийскими сепаратистами, лишь улучшили имидж НАТО как надежного международного партнера. Еще никогда до этого возможный альянс со странами Запада не занимал такого важного места в политических планах Украины и не освещался так широко в прессе.

Что примечательно, резкие изменения общественного мнения начали происходить быстрее за последние несколько месяцев — особенно после срыва соглашения о прекращении огня, достигнутого в ходе переговоров Минск-2, целью которого было прекратить конфликт на востоке страны. В марте этого года — сразу же после подписания соглашения — лишь 43% украинцев заявляли, что поддержат вступление в НАТО, а 32% высказывались против. Тогда только что подписанное соглашение о перемирии вселяло во многих надежду на то, что войну можно будет остановить дипломатическим путем. Четыре месяца спустя украинцы все больше разочаровываются в эффективности дипломатических усилий, предпринимаемых для того, чтобы утихомирить Россию. И теперь уже две трети украинцев считают, что членство их страны в западном блоке коллективной безопасности является средством обеспечения из собственной безопасности перед лицом будущей агрессии России.

Правда, отношение к НАТО в разных регионах по-прежнему отличается. Опрос, проведенный Фондом «Демократические инициативы» проводился лишь на территории, контролируемой украинскими властями: оккупированные районы Донбасса и Крыма в опросе не участвовали. Но данные, полученные в тех районах Донецкой и Луганской областей, которые контролирует Украина, отражают общую тенденцию. Хотя большинство жителей этих районов по-прежнему высказываются против вступления в НАТО, число сторонников этих планов теперь выросло с незначительных 4% в 2009 году до 20%. Такой резкий рост числа сторонников НАТО даже превышает средние показатели по стране. Агрессия России на востоке Украины фактически убедила многих — ранее скептически настроенных — жителей этого региона в том, что их страна защитить себя в одиночку не сможет.

Как это часто бывает на Украине, политики, видимо, не готовы приспосабливаться к резким изменениям общественного мнения. Прозвучавший в конце июня ответ президента Порошенко на вопрос журналиста о членстве в НАТО («ставить этот вопрос пока преждевременно») уже, похоже, устарел, поскольку теперь результаты референдума, за проведение которого он выступает, кажутся довольно очевидными. Позиция премьер-министра Яценюка в вопросах оборонной политики выглядит не совсем убедительной — если не сказать вообще неубедительной: его заявление о том, что не все страны НАТО поддерживают идею вступления Украины в НАТО, выглядит пораженческой. Представители всех партий, входящих в правящую коалицию, при обсуждении стратегических приоритетов Украины в оборонной политике ограничиваются лишь общими ничего не значащими фразами.

Изменение настроений в обществе особенно ощутимо, если учесть постоянное давление, которое оказывает на Украину Россия, требуя от нее гарантий «отказа от вступления в НАТО» на фоне продолжающейся войны. Но украинцев, похоже, не пугают ни российские войска, ни оружие. Как показал недавно проведенный опрос, 41% жителей страны все равно будут против таких «гарантий отказа» от членства в НАТО — даже в обмен на «мир» на востоке страны, причем их больше, чем тех, кто согласился бы на такую уступку. Если даже украинское политическое руководство было бы готово заключить с Россией закулисную «антинатовскую» сделку, она не нашла бы особой поддержки со стороны граждан, и, конечно же, привела бы к негативным политическим последствиям.

Еще пять лет назад некоторые европейские лидеры и украинские политики могли со всей убедительностью заявлять, что на Украине отсутствует общественная поддержка, которая необходима для того, чтобы даже начать разговор о возможном членстве в НАТО. Но сейчас эти заявления звучат все более фальшиво по мере того, как украинцы быстро меняют свое мнение и становятся убежденными сторонниками альянса. И поскольку украинская армия получает все больше средств, техники и пользуется все растущей поддержкой населения, формированием государственной внешней политики в ближайшие годы наверняка будут заниматься те, кто поддерживает вступление в НАТО.