В начале мая в Москве с официальным визитом находилась китайская делегация во главе с председателем КНР Си Цзиньпином. По итогам визита было подписано более 30 соглашений в различных сферах сотрудничества, начиная с проектов в энергетике и заканчивая изучением дальнего космоса. Российские издания тогда восторженно писали: «Это высшее достижение в отношениях двух стран за 15 лет. И Россия, и Китай получат выгоду, а вот США и Европа остаются в стороне…».  Сообщает инфоцентр «Война в Украине!» со ссылкой на «ИС»

Апогеем «высшего достижения» тогда стало подписание главой «Газпрома» Алексеем Миллером и вице-президентом Китайской национальной нефтегазовой корпорации Ван Дунцзинем соглашения об основных условиях поставок газа по западному маршруту (газопровод «Алтай» или «Сила Сибири – 2»). Согласно документу, Россия планирует поставлять на запад Китая ежегодно до 30 млрд кубометров газа.  Газ будет транспортироваться с месторождений Западной Сибири. Срок действия контракта – 30 лет.

фото: "ИС"

фото: «ИС»

Алексей Миллер также подчеркнул, что «западный» газовый маршрут в КНР может включать до трех ниток. Для придания большей значимости подписанному с Китаем документу и возвеличивания «успехов» своей компании глава «Газпрома»  заявил следующее: «Соглашение, которое сегодня подписано, – это, фактически, часть будущего контракта. Это более десятка статей, которые носят юридически обязывающий характер. Определена окончательная редакция этих чрезвычайно важных, ключевых статей. Это объемы поставки газа – 30 млрд кубометров, это срок реализации контракта – 30 лет, это период наращивания объема поставок…» и прочее бла-бла-бла. Обо всем договорились. Кроме самого важного – цены на экспортируемый в Китай газ.

«Что ж ты, фраер, сдал назад…»

И вот, не прошло и трех месяцев с момента подписания соглашения, как в судьбе будущего газопровода появились первые признаки неопределенности. Во второй половине июля российские СМИ, ссылаясь на федеральных чиновников, сообщили об отсрочке на неопределенный срок подписания контракта между Россией и Китаем по газопроводу «Алтай». Торможение строительства перспективного газопровода, как оказалось, происходит по вине китайской стороны. Среди возможных причин несговорчивости Китая назывались:

замедление роста спроса на газ в Китае. К примеру, в 2012–2013 гг. потребление газа в Китае росло на 12–13%, 2014 году – на 8,5% , а в первом полугодии 2015 года – лишь 2%;

падения цен на нефть, что в свою очередь удешевляет доставку сжиженного природного газа из Австралии;

нежелание руководства российского «Газпрома» удешевлять строительство газопровода за счет привлечения к этому процессу китайских компаний и проведения прозрачных тендеров.

Хотя  настоящая причина, по которой Китай затягивает с подписанием окончательного контракта по газопроводу «Алтай» («Сила Сибири – 2»), может крыться совершенно в другом.

Процентные ставки и санкции

По итогам очередного заседания в руководстве Федеральной резервной системы (ФРС), проходившего 16–17 июня, было принято решение сохранить монетарную политику без изменений. Вместе с тем, официальные прогнозы ФРС США указывают, что до конца этого года процентные ставки будут повышены дважды. В частности, члены Федерального комитета по открытому рынку  ФРС по итогам двухдневного заседания поддержали идею повышение процентных ставок в 2015 году. При этом большинство из них прогнозируют, что процентные ставки к концу 2015 года достигнут значения 0,625% или выше. Это говорит о возможных планах ФРС провести два повышения ставок по 0,25% и более до конца текущего года.

В свою очередь американские экономисты прогнозируют, что первое повышение ФРС процентных ставок на 0,25% может произойти уже  в сентябре.

В свою очередь глава ФРС США Джанет Йеллен 10 июля прямо заявила, что ожидает повышения базовой ставки в течение 2015 года. «Я ожидаю, что будет правильно в какой-то момент в этом году предпринять первые шаги к повышению федеральной фондовой ставки и таким образом начать нормализацию монетарной политики», — сказала Йеллен.

По словам главы ФРС, она ожидает стабильного роста экономики до конца 2015 года, что позволит повысить процентную ставку впервые за много лет.

Самым главным из выше сказанного есть то, что повышение ФРС США процентной ставки приведет к укреплению курса доллара и в последующемк снижению цен на нефть. К примеру,  лишь заявления (!) руководства ФРС о планах поднять процентную ставку привело к постепенному снижению мировых цен на нефть.

фото: "ИС"

фото: «ИС»

В свою очередь цена на газ зависит от цены на нефть – дешевая нефть означает дешевый газ. Особенно это актуально для Украины, поскольку в контракте с российским «Газпромом» от 2009 года существует пропорциональная зависимость между ценой на газ, поставляемым в нашу страну, и мировыми ценами на нефть.

Другим фактором, который будет определять формирование  мировых цен на нефть и газ,  станет снятие международных санкций с Ирана. Как известно, 14 июля Иран и страны «шестерки» (США, Франция, Великобритания, Германия, Китай и Россия) достигли исторического соглашения об урегулировании иранской ядерной программы. Переговоры завершились принятием совместного всеобъемлющего плана действий, выполнение которого полностью снимет с Ирана введенные ранее экономические и финансовые санкции со стороны СБ ООН, США и ЕС. Это позволит Ирану постепенно наращивать объемы добычи нефти и газа с последующим их экспортом в Европу и Азию. Естественно, что это также будет способствовать снижению мировых цен на газ и нефть.  Нарастить досанкционные объемы нефте- и газодобычи Иран планирует в течение полутора лет.

Радости Кремлю, наверное, не прибавило и последнее заявление министра нефтяной промышленности Ирана Биджана Намдара Зангане, который заявил, что приоритетом Ирана после отмены международных санкций станет возврат утраченной доли рынка нефти, а не поддержание цен на это сырье.

Учитывая такое позитивное развитие ситуации для  мировых потребителей энергоресурсов, Китаю остается спокойно подождать  повышения ФРС  США процентной ставки (что снизит цены на нефть) и снятия с Ирана международных санкций (что также снизит цены на нефть). После этого – дождаться снижения мировых цен на газ и тогда начинать предметный разговор с Россией о цене на голубое топливо, которое будет транспортироваться по газопроводу «Сила Сибири –2». К тому времени ряд дополнительных объективных факторов (девальвация рубля, западные санкции, снижение ЕС энергетической зависимости от РФ, падение доходов РФ от торговли энергоресурсами) сделают Миллера и Путина более податливыми.

Перефразируя слова  министра нефтяной промышленности Ирана Биджана Намдара Зангане, можно сказать, что в ближайшей перспективе главным приоритетом России станет сохранение своего  присутствия на рынке нефти и газа, а не поддержание цен на это сырье.

П.С.

Украине также следовало бы также позаботиться о своем бонусе на фоне предстоящего снижения мировых цен на энергоносители.