В среду поздно вечером в Нью-Йорке состоялось голосование по проекту резолюции СБ ООН относительно создания международного уголовного трибунала для привлечения к ответственности виновных в уничтожении малазийского самолета MH17 с 298 лицами на борту год назад на Донбассе.

Накануне министр иностранных дел Австралии Джули Бишоп заявила о намерении убедить президента России Владимира Путина и своих союзников в необходимости создания такого трибунала ООН. «Мы не должны допустить наложения вето в Совете безопасности ООН, что позволит избежать правосудия. Любое дальнейшее промедление — плохой сигнал тем негосударственным деятелям, которые способны совершать такие зверства. Мировое сообщество должно быть тесно сплочено в осуждении любых атак на гражданские самолеты в коммерческом воздушном пространстве», — заявила Бишоп. Сообщает инфоцентр «Война в Украине!» со ссылкой на «День«, Украина

Ранее постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин заявил, что Российская Федерация наложит вето на резолюцию Совета Безопасности ООН о создании трибунала по авиакатастрофе малазийского «Боинга» на Донбассе, если документ наберет необходимые для принятия девять голосов (Проект резолюции был вынесен на голосование на заседании Совбеза ООН в среду, 29 июля. Из 15 членов Совбеза ООН за инициативу проголосовали 11. Три страны — Ангола, Венесуэла и Китай — от голосования воздержались. Россия воспользовалась своим правом вето и заблокировала принятие резолюции. После голосования министр иностранных дел Австралии Джули Бишоп заявила, что Австралия, Нидерланды, Малайзия, Бельгия и Украина по-прежнему будут добиваться наказания виновников катастрофы и найдут альтернативный механизм привлечения их к ответственности. — прим. ред.). И в этом можно не сомневаться, ведь Москва традиционно налагает вето на любые резолюции с осуждением российской агрессии на востоке Украины и незаконной аннексии Крыма Россией.

фото: «День«, Украина

фото: «День«, Украина

Возникает вопрос, что делать дальше или какие существуют другие варианты относительно создания международного трибунала с учетом ветирования Россей предложенного Малайзией и поддержанного правительствами Украины, Австралии, Бельгии и Нидерландов проекта резолюции.

Постоянный представитель Украины в ООН Юрий Сергеев в интервью «Голосу Америки» выразил уверенность, что трибунал по «Боингу» будет создан даже в случае, если Россия наложит вето на подготовленную резолюцию. «Если Россия использует право вето, то страны, внесшие резолюцию, в том числе Украина, к этому готовы. У нас есть и план «А» — продолжать работу в Совете Безопасности, и план «Б» — работать вне Совета Безопасности, но в пределах ООН. Еще один план заключается в создании трибунала за пределами ООН. И здесь существует несколько вариантов, каким может быть этот трибунал. Таким образом, я надеюсь, что в той или иной форме цель создания трибунала, которую ставит совместная группа по расследованию, все же будет достигнута», — сказал Сергеев.

«День» обратился к экс-уполномоченному Украины в Международном Суде ООН, юристу-международнику Владимиру Василенко с просьбой дать прогноз относительно результатов сегодняшнего голосования и рассказать, какие существуют варианты создания международного трибунала по привлечению виновных в уничтожении малазийского лайнера.

«Главное — добиться неотвратимости наказания тех, кто совершил преступление»

— Мои интуиция, опыт и знания подсказывают, что, очевидно, резолюция по созданию международного трибунала не будет принята. Россия заветирует ее. Было множество резолюций относительно осуждения этого преступления и выражения соболезнований родственникам погибших. Главное — добиться неотвратимости наказания тех, кто совершил преступление. Иными словами, речь идет о том, чтобы разобраться, оценить должным образом факты, которые выяснила совместная следственная группа, дать правовую оценку и определить, кто виноват и в какой степени, и назначить наказание. Тогда это будет иметь смысл и станет одним из примеров неотвратимости наказания за международное преступление.

— Министр иностранных дел Австралии Джули Бишоп в интервью СМИ заявила, что не остановится, пока не будет обеспечена справедливость для семей погибших, и выразила надежду, что сработает план «А» — создание трибунала. «Вето не должно использоваться, чтобы виновные избежали ответственности за совершение преступления», — отметила она. Сработает ли такой призыв австралийского министра, чтобы обойти вето России?

— Дай Бог, чтобы надежды госпожи Бишоп оправдались. Я тоже за то, чтобы был создан этот трибунал, чтобы он начал работать, причем результативно. Мне кажется, что создание такого трибунала в конечном итоге было бы в интересах самой России. Во-первых, это бы продемонстрировало то, что Россия открыта к цивилизованным средствам решения такого рода споров и она сторонник применения норм международного права, в частности норм международного уголовного права ко всем, независимо от гражданства и этнического происхождения. Во-вторых, даже, если бы были признаны виновными российские граждане, то здесь был бы также и позитив. Это открывало бы путь к наказанию других лиц, виновных в совершенных преступлениях. Иными словами, преступление, кто бы его ни совершил и при каких обстоятельствах, подлежит наказанию. Этого требуют элементарные принципы международного уголовного права.

О вариантах «B» и «C»

— Пока в украинском МИД не хотят говорить о варианте «B» на случай, если Россия заветирует резолюцию по созданию международного трибунала. В то же время сама Бишоп говорит, что существует вариант «B». На ваш взгляд, какие могут еще быть варианты за пределами СБ ООН относительно создания этого трибунала и как их можно реализовать?

— Честно говоря, я не знаю, что имела в виду госпожа Бишоп, когда она упоминала о варианте «B». С моей точки зрения как законодателя, могут существовать варианты «B» и «C». Первый из них — это передача создания международного уголовного трибунала на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН, основываясь на резолюции 377, которая была принята этим органом в 1950 году и называлась «Объединение ради мира». Эта резолюция предполагает в случае, если СБ ООН не в состоянии принять решение в вопросах, касающихся ее компетенции, в частности предупреждения нарушения общего мира, то ГА ООН двумя третями голосов может принять соответствующую резолюцию. Было много прецедентов применения принципа именно этой резолюции, в частности в 1950 году на ее основе были созданы вооруженные силы ООН, отражавшие вооруженную агрессию Северной Кореи против Южной.

Недостатки этого варианта заключаются в том, что Россия, конечно, будет голосовать против, если пройдет такая резолюция, и скажет, что она не признает никаких правовых последствий этой резолюции и соответственно не признает трибунал, который, возможно, будет создан, и его результаты. Россия делает ущербной легитимность такого трибунала в политическом смысле. Хотя с точки зрения права там все нормально.

Еще один вариант «C» заключается в задействовании механизма международного уголовного суда, когда государства признают юрисдикцию этого трибунала именно в этом деле. Даже Украина может это сделать. И первый шаг в этом направлении уже предпринят — 25 февраля этого года Верховная Рада Украины приняла постановление о признании юрисдикции международного уголовного трибунала относительно ситуации, возникшей в результате российской агрессии против Украины и в результате совершения РФ военных преступлений и преступлений против человечности в ходе такой агрессии. Формально обращение в Международный уголовный трибунал не было сделано. А это нетрудно устроить, и тогда просить Международный уголовный трибунал взяться за расследование и этого дела относительно уничтожения малазийского самолета, выделив его в отдельное производство. Это вполне возможно, потому что преступление произошло на территории Украины, и Украина признает юрисдикцию этого суда. Если это будет подкреплено соответствующими действиями других государств — той же Голландии, Австралии, Малайзии, то тогда Международный уголовный трибунал будет иметь очень солидную правовую основу, чтобы заняться рассмотрением этого дела.

Подытоживая, хочу отметить: остановиться и признать, что Россия своим правом вето может заблокировать любое справедливое решение по любому вопросу — это будет позором для международного сообщества. Международное сообщество должно действовать таким образом, чтобы все-таки создать соответствующие прецеденты, свидетельствующие о том, что зло не может оставаться безнаказанным.

«Пятерка стран готова сделать все для продвижения идеи создания трибунала»

Марьяна Беца, пресс-секретарь, начальник Управления информационной политики МИД Украины:

— Как раз сейчас министр иностранных дел Украины Павел Климкин вместе с министрами иностранных дел Австралии, Бельгии, Малайзии и Нидерландов проводит в Нью-Йорке консультации относительно проекта Резолюции СБ ООН по созданию международного уголовного трибунала для привлечения к ответственности виновных в уничтожении самолета.

Мы призываем все государства выполнить свой долг и приложить усилия для преодоления безнаказанности. Мы должны обеспечить справедливость для семей погибших.

Создание трибунала именно сейчас, до завершения уголовного расследования, будет гарантировать максимальную деполитизацию этого вопроса.

Россия — единственное государство, выступающее против создания трибунала. Причины понятны. Однако идея создания трибунала встретила широкую поддержку среди других стран — участников ООН, а пятерка стран-инициаторов готова делать все необходимое для ее дальнейшего продвижения.