Вместо того, чтобы решать проблемы, приведшие к обвалу валюты, российские власти пытаются контролировать экономику в ручном режиме

Оригинал текста опубликован на Bloomberg View. Другие колонки Bloomberg View по ссылке:http://www.bloombergview.com

Российский рубль, который недавно успел побыть самой слабой национальной валютой в мире, понемногу восстанавливается, как и измученный паникой фондовый рынок РФ. Но это вовсе не значит, что Владимир Путин и его команда сумели полностью стабилизировать российскую валюту или решить хотя бы одну из проблем, которые привели к обвалу.

На первый взгляд кажется, что дела рубля идут неплохо. Он укрепляется быстрее, чем цена на нефть, которая в последние дни всего лишь прекратила падение. Нынешний курс – меньше 60 рублей за доллар – кажется чудом после «черного вторника», когда он дошел почти до 80. В ту ночь российский Центробанк отреагировал на крах валюты внезапным повышением учетной ставки с 6,5 до 17%.

detail_1358264560

Пока России удалось избежать самых радикальных мер по удержанию курса, таких как мораторий на выплату внешних долгов и обязательная 100% продажа валютной выручки, к которым государству пришлось прибегнуть во время дефолта 1998 года. Вместо этого правительство демонстрирует ощутимый формальный и неформальный контроль над экономикой, полученный за время пребывания Путина у власти.

Укрепление рубля и фондового рынка заставит Путина вновь поверить в мощь России

Правительство давит на подконтрольные государству компании, заставляя их сокращать долларовые счета. Частным компаниям предлагается выбор – поступить так же, либо испытать на себе гнев Кремля, что весьма рискованно в стране, где, по сути, не существует реальных гарантий неприкосновенности частной собственности. Эта тактика дала российским банковским учреждениям временную передышку, но не более.

Что же будет, если цены на нефть продолжат падать, а компромисс по вопросу Украины, который приведет к отмене санкций, не будет найден? Путин утверждает, что российская экономика переориентируется, чтобы избавиться от импортозависимости и увеличить объемы производства, но проблема в том, что рубль рухнет намного раньше.

Становится очевидно, что Центробанку и властям придется любой ценой держать курс рубля, чтобы не допустить массовых протестов. «Черный вторник» подвел россиян слишком близко к опасной грани: люди бросились скупать электронику и все, что можно было приобрести по «старым» ценам, вымели все запасы долларов и евро из обменников и вылили на правительство столько гнева в соцсетях, что есть причины опасаться: следующий обвал рубля может повлечь за собой серьезные политические последствия. Россиян и так ждет двузначная инфляция уже в начале 2015 года, как только импортеры приведут цены в соответствие с курсом валют.

Посчитать, сколько у правительства и ЦБ осталось ресурсов для удержания рубля, не так уж сложно: валютный своп в $24 млрд, который Китай предложил РФ, чтобы помочь слабеющей российской валюте, международные резервы, которых хватит ненадолго, и, конечно, силовые механизмы контроля, риск введения которых очень высок. Кредитно-рейтинговое агентство Moody’s отмечает, что угроза введения правительством РФ моратория на выплату внешних долгов даже без дефолта также растет.

С учетом того, что у РФ все еще остается это крайнее средство, Россия вряд ли в ближайшее время пойдет на попятную в Украине. Даже если переговоры в Минске позволят продолжить перемирие и заключить соглашение по контролю за российско-украинской границей, это не будет означать, что Путин готов сдаться. Краткосрочное укрепление рубля и фондового рынка заставит его вновь поверить в мощь и непобедимость России.

Леонид Бершидский

Российский медийщик, колумнист Bloomberg

m.nvua.net

 


Загрузка...