47_mid

Генерал Кнуд Бартелс после встречи с начальником Генштаба Виктором Муженко рассказал НВ, возможен ли сейчас особый формат сотрудничества Украины и НАТО

— Почему страны-члены НАТО отвергают возможность прямой военной помощи Украине?

— Как правило, мы не обсуждаем причины тех или иных решений стран-членов НАТО. Альянс – не самостоятельный актер, а союз 28 суверенных государств, так что все наши решения принимаются на основе консенсуса. И иногда это требует времени или вызывает разочарование. Но вместе мы намного сильнее, чем каждый в одиночку.

Многие союзники оказывают помощь Украине в той или иной форме. К тому же, многие из них, являясь членами ЕС, также планируют инвестиции, и мы не можем просить их делать свой вклад дважды.

— По вашему мнению, стоит ли Украине сейчас возобновлять процесс получения Плана действий по членству в НАТО (ПДЧ)? Готов ли Альянс рассматривать этот вопрос сейчас, когда в Украине происходит вооруженный конфликт?

— Решение Украины подать заявку на членство в НАТО должно быть принято ею самостоятельно. Каждое государство имеет неотъемлемое право самостоятельно определять свою политику безопасности — это фундаментальный принцип. В свое время Украина решила проводить так называемую внеблоковую политику, и мы полностью уважаем это решение. Мы также будем уважать решение украинского парламента, если он решит изменить эту политику, потому что считаем, что каждый народ имеет право самостоятельно принимать такие решения, без вмешательства извне, и надеемся, что другие страны также придерживаются этого принципа.

— Можно ли в сложившейся ситуации запустить особый вид партнерства между Украиной и НАТО, не предполагающий немедленного вступления Украины в Альянс?

— Это политическое решение, и я не могу его комментировать, однако скажу, что военное командование НАТО готово оказать любую помощь, решение о которой будет принято на политическом уровне.

— По вашему мнению, какие шаги в отношении проведения военной реформы Украина должна немедленно принять?

— Мы работаем в тесном сотрудничестве с украинскими вооруженными силами, чтобы определить оптимальный план действий. Трастовые фонды и учения – это те инструменты, с помощью которых мы можем оказать Украине помощь как в реформировании, так и в модернизации вооруженных сил.

— Есть опасения, что Альянс не готов к защите небольших стран, например, стран Балтии из-за угрозы потенциального ядерного удара со стороны России.

— Страны Балтии получили гарантии безопасности, став членами НАТО. Я думаю, в Кремле прекрасно понимают, что любая попытка проверить нашу готовность защищать наших союзников вызовет решительные действия с нашей стороны. Статья 5 Устава НАТО, предполагающая, что нападение на одного из союзников приравнивается к нападению на весь Альянс, непоколебима, и мы будем принимать все меры, необходимые для эффективной защиты каждого из союзников.

Думаю, Россия осознает, что само по себе существование НАТО является сдерживающим фактором для россиян и всех остальных – достаточным, чтобы не возникало даже мысли напасть на члена Альянса. Но при этом меня беспокоит, что амбиции России, амбиции Путина не ограничиваются Украиной.

— Как Вы оцениваете роль российской армии в конфликте на Донбассе?

— С середины августа мы получаем многочисленные сообщения о непосредственном участии российских десантников, систем ПВО и сил специальных операций в конфликте в Восточной Украине. Российская артиллерия используется против украинских вооруженных сил — как со стороны России, так и на украинской территории.

За последние дни мы видели несколько отчетов, зафиксировавших колонны техники, которые заходят в Восточную Украину. Мы расцениваем это как существенное наращивание военной мощи, которое включает в себя российскую артиллерию, танки, системы ПВО и войска. И это серьезная угроза прекращению огня. Любые попытки сепаратистов захватить новые территории в Восточной Украине будут вопиющими нарушениями Минских соглашений.

Я призываю Россию отозвать свои войска из Украины и в полной мере соблюдать Минские соглашения.

— Каким образом в связи с действиями России были пересмотрены военные планы НАТО?

— Военные планы НАТО постоянно пересматриваются с учетом текущей ситуации, это непрерывный процесс. Однако действия России против Украины стали тревожным звонком. Они продемонстрировали, что правила, в соответствии с которыми после окончания холодной войны регулировались международные отношения, больше не являются незыблемыми.

Конфликт в Украине и его последствия для евроатлантической безопасности продемонстрировали, что мы должны сделать Силы реагирования НАТО более гибкими. Сейчас мы также создаем корпус быстрого реагирования «Острие копья», который в случае необходимости сможет приступать к выполнению операций в течение нескольких дней.

 

Загрузка...