Что заставило крупнейших операторов в течение одной недели уйти с полуострова? Возможно, никто: ушли сами
В течение недели 90% крымчан остались без мобильной связи. Сначала «поза зоною» оказались абоненты МТС Украина в Севастополе — это произошло 5 августа. На следующий день без МТСовской связи были уже все 1,7 млн абонентов этого оператора на полуострове. В компании расплывчато объяснили причину отсутствия связи техническими неполадками, которые вызваны тем, что неизвестные отключили важные технические объекты сети. Через пару дней МТС заработал, подключив абонентов в роуминг, к сети российского оператора К-Телеком. Откуда у недавно созданного бывшим сотрудником МТС К-Телекома сеть и когда он успел ее построить — никто не может объяснить. Масса косвенных доказательств говорит о том, что К-Телеком использует сеть МТС Украина.
11 августа судьба абонентов МТС постигла клиентов Киевстара. В данном случае причиной отключения сети стал захват неизвестными вооруженными людьми центрального офиса оператора на полуострове. Кто вломился в офис и что хотят эти люди — непонятно до сих пор.
«Мы никакого отношения ни к технике МТС, ни к офису Киевстар не имеем. Это решение компаний — уйти из Крыма», — заявил ЛІГАБізнесІнформ Дмитрий Полонский, который называет себя министром связи Крыма.
Пока что без перебоев в Крыму работает только оператор life:), но его 475 000 абонентам не стоит особо надеяться на спокойную жизнь. Полонский не исключает, что и этот оператор может пойти по пути Киевстара и МТС и вскоре покинет Крым.
ЛІГАБізнесІнформ разбиралась, почему крупнейшие телекомкомпании дружно ушли с полуострова.
Ушли, чтобы вернуться
И МТС, и Киевстар оказались меж двух огней: с одной стороны российская власть в Крыму и акционеры МТС Россия и VimpelСom, имеющие российские корни, с другой — украинские власти, общественность и регулятор, который говорит, что формально Крым — это украинская территория. «Украинское государство декларирует, что Крым — территория Украины, и частоты принадлежат ей, Россия считает наоборот. Операторы находятся на стыке интересов, вот только Россия, в отличие от Украины, может подкрепить слова действиями. Сейчас в Крыму дееспособно только российское государство, поэтому операторы выбирают его правовое поле», — рассказывает руководитель экспертной группы Netton.Telecom Роман Химич.
Теоретически украинские мобильные операторы могут работать в Крыму до 1 января 2015 года, после чего должны будут перерегистрироваться в российской юрисдикции (таковы условия российских властей). По этому пути уже пошел оператор фиксированной связи Укртелеком, зарегистрировавшись в России под брендом Наштелеком.
Впрочем, ни МТС Россия, ни VimpelСom не спешат официально заходить в Крым. Причина понятна — это публичные компании, акции которых торгуются на американских и европейских биржах. «В случае если они начнут официально работать в Крыму, у них очень высокий риск попасть под санкции», — объясняет партнер адвокатского объединения Юскутум Дмитрий Гадомский.
Возможно, детективный исход МТС и Киевстара из Крыма — это способ выйти из ситуации с минимальными потерями. «На Киевстар и МТС давят с двух сторон, у них огромные активы и в России, и в Украине, и им нужно сохранить свое лицо перед всеми. Они не могут перечить материнским компаниям, и в то же время не могут уйти открыто, так как это будет негативно воспринято властями Украины, поэтому они уходят таким своеобразным образом», — говорит руководитель аналитического департамента инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий.
Ни Украине, ни России
На первый взгляд, МТС не хотел уходить из Крыма и приложил максимум усилий, чтобы сохранить связь. Сразу после отключения всей сети 6 августа МТС Украина начала искать техническое решение, как возобновить связь, используя сеть других операторов. МТС направила запрос в Киевстар, life:) и Укртелеком. Но, как уверяет начальник по связям с общественностью МТС Украина Виктория Рубан, конкуренты принимали решение слишком долго: «Двое суток мы ждали реакции своих коллег по рынку, но так и не дождались, поэтому через швейцарский хаб нашли оператора К-Телеком, который согласился дать нам роуминг. При этом мы пошли на выставленные нам достаточно жесткие финансовые условия», — говорит Рубан.
В Киевстаре подтвердили, что отказали МТС, а вот в life:) удивлены заявлением Рубан: «После того как мы получили письмо от МТС, Астелит попросил уточнить технические данные, которые нужны МТС для работы в Крыму», — рассказывает руководитель PR-департамента life:) Оксана Рудюк. По ее словам, до сих пор никакой уточняющей информации от МТС они не получили.
Плечо помощи подставила российская К-Телеком (ТМ WIN Mobile), которая в действительности не совсем российская. В этом году в России было зарегистрировано две компании, первая была зарегистрирована Мобильными Телесистемами в Москве 15 мая, а вторая — 23 мая в Краснодаре, ее учредителем является армянская ЗАО «Сэлл груп уорлдвайд холдинг». Стоит отметить, что в Армении интересы МТС представляет компания К-Телеком, которая с 2004 года предоставляет услуги мобильной связи под брендом VivaCell-MTC.
Еще одна связь российского ЗАО К-Телеком с МТС — это личность генерального директора компании: им стал Борунов Борис Григорьевич, который ранее возглавлял Крымское территориальное управление МТС Украина.
Высокопоставленный чиновник из Национальной комиссии по вопросам связи и информатизации (НКРСИ) сообщил, что Борунов покинул МТС несколько месяцев назад и после получения паспорта гражданина РФ возглавил К-Телеком.
Буквально в течение нескольких недель после регистрации компания К-Телеком получила от российской Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) GSM частоты, принадлежавшие МТС Украина.
При этом в материнской компании МТС Россия связь с К-Телекомом отрицают: «МТС не является владельцем или бенефициаром К-Телеком, а МТС Россия не ведет бизнеса на территории Крыма», — передали в пресс-службе украинского МТС слова Дмитрия Солодовникова, который в российском МТС отвечает за взаимодействие со СМИ.
«К-Телеком физически не мог построить в такой короткий срок сеть в 1 000 вышек, которые нужны для того, чтобы покрывать Крым. Это дорогой и трудоемкий процесс, особенно с учетом горной местности Крыма. Вероятно, МТС Украина просто отдала свои вышки в пользование К-Телекому, хотя первая и отрицает связь с компанией», — говорит сотрудник НКРСИ, пожелавший остаться неназванным.
Защитит ли такая маскировка МТС от западных санкций, никто предсказывать не берется. Какой путь реинкарнации выберет Киевстар, пока неизвестно. Его абоненты до сих пор остаются без связи. В день отключения, 11 августа, генеральный директор компании Петр Чернышов на своей странице в Facebook сообщил о вооруженном захвате офиса. В компании заявляют, что не будут предпринимать каких-то действий, пока не получат инструкций от регулятора.
НКРСИ в свою очередь говорит, что ждать от них решения пока не стоит. «Крым считается украинской территорией, соответственно физический захват здания не подпадает под ответственность Нацкомиссии. У нас просто нет полномочий вмешиваться», — рассказал ЛІГАБізнесІнформ один из сотрудников НКРСИ.
Частоты Киевстара в Крыму российский регулятор ГКРЧ выдал компании Вымпелком. Таким образом, МТС Россия и VimpelCom смогут сохранить своих абонентов. Хотя, конечно, вряд ли они будут включать крымские показатели в финансовую отчетность. Инвесторы не поймут такой шаг, ведь 30 июля 2014 года Советом Европейского союза было запрещено приобретение корпоративных прав в телеком-компаниях в Крыму.
Но если МТС и Киевстар могут «перенести» абонентов в аффилированные компании, то у акционеров life:) телекоммуникационного бизнеса в России нет.
Источник: biz.liga.net