ir_3_19

Информационное давление Кремля ощущается не только в Украине.

Даже благополучные Соединённые Штаты решили пересмотреть эффективность работы Совета по вопросам вещания. Напомним, что  Совет по вопросам вещания отвечает за работу радиостанций «Голос Америки», «Свобода/Свободная Европа», «Ближневосточную телерадиокомпанию» в которую входят телеканал «Аль-Хурра» и радиостанция «Сава», латиноамериканскую станцию «Марти» и другие медиаресурсы.




Прецедент создала российская пропагандистская компания «Russia Today», которая на 2014 год получила финансирование около полумиллиарда долларов США. Сумма очень внушительная. Финансирование поступает как из госбюджета России, так и по запутанной схеме из неких фондов содействия помощи российским гражданам за рубежом.

По статистике телеканалы компании «Russia Today» смотрят в Вашингтоне и близлежащих штатах более семи млн. зрителей. Монстры американской медиа индустрии CNN и BBC готовятся уступать рынок.

В Европе «Russia Today» пользуется особой популярностью в Великобритании и Испании. Меньше –  в Польше, Франции, Германии, Италии. Это объясняется языковым барьером – «Russia Today» выходит на английском, испанском и арабском языках.

Телеканалы «Russia Today» смогли «привязать» к себе солидную зрительскую аудиторию, по официальным данным это около 300 млн. чел. в мире. Методика проведения информационных операций предусматривает такую психологическую тактику.

«Тактика корпоративной привязки» используется для возможности точечного вброса информации: когда расслабленная аудитория доверяет каналу и постоянно его просматривает – минутная пропагандистская информация «проглатывается» вместе с основным потоком новостей.

При этом аудитория «Russia Today» продолжает расширяться и оттеснять конкурентов. Вещание обеспечивают 22 спутника и свыше 230 операторов. В перспективе, «Russia Today» будет расширять аудиторию до 650 млн. чел. более чем в 100 странах мира.

Это как раз и вызвало серьезную обеспокоенность в США. Комитет по международным делам Палаты представителей США создает новое Агентство по внешним коммуникациям, которое придет на смену Совету по вопросам вещания.

Кроме того, учитывая высокую степень информационной угрозы из России, в начале июля 2014 года в Риге открылся информационный центр НАТО. По мнению представителей обороны прибалтийских государств, Москва ведет пропагандистскую кампанию, направленную на русское этническое меньшинство в прибалтийских республиках. Более двадцати лет Латвия, Литва и Эстония не ставили так остро вопрос информационной защиты от экспансии  Кремля, информационные мощности которого только наращиваются.

Примером тому стала беспрецедентная информационная операция против Украины, повлекшая аннексию территории Крыма и развязанную войну на востоке Украины.

Информационное противостояние России и Украины побудило Альянс к созданию информационного центра НАТО в Риге.

Сразу после открытия Центра министр обороны Латвии А. Пабрикс пообещал, что центр будет уделять значительное внимание альтернативному освещению кризиса в Украине.

Это уже третий подобный специализированный центр НАТО в Прибалтике. Эстонский центр занимается вопросами кибербезопасности, литовский – вопросами энергетической безопасности.

По словам представителей Минобороны Латвии, миссия нового центра будет в том, чтобы «обеспечить адекватный ответ на попытки других стран повлиять на информационное пространство членов НАТО».

Кстати, Латвия на будущий год планирует выделить на эти цели 3,2 млн. латов (примерно 6,2 млн. дол.) – в 80 раз меньше, чем для «Russia Today».

Первые свои исследования Центр коммуникаций уже провел. На прошлой неделе в Центре прошла конференция, посвященная использованию Россией информационной кампании против Украины. Изучался информационный потенциал Российской Федерации, анализировались ранее проведенные информационные операции и обговаривались модели информационного противодействия и защиты.

Были ли туда приглашены представители Украины, в которой система информационной безопасности работает очень ограничено, а также намерен ли Центр НАТО сотрудничать с подобными структурами в нашей стране – источники не сообщают.

А пока, на днях мы получили ярчайший пример того, как нужно строить информационную защиту и уходить от ответственности. Трагедия сбитого российскими боевиками малайзийского Боинга-777 заставила Россию включить все свои рычаги информационного влияния.

«Не виноватая я – он сам упал…» – общий смысл российских заявлений. На всех уровнях усилена система информационного давления – иновещание, внутренние информационные каналы, пресса, интернет-ресурсы, дипломатические миссии, общественные организации и т.д.

Никто не удивится, если на днях компании «НТВ-Кино» или «Централ-Партнершип» выпустят документальный фильм, о том, как «киевская хунта» сбила самолет, чтобы обвинить в этом «мирную Россию».

А о том, что эти киностудии принадлежат корпорации «Газпром-Медиа Холдинг» – в системе индустрии пропаганды Кремля, никто не вспоминает.

 

Постоянный представитель Великобритании при НАТО Адам Томсон оценивает уровень и масштабы информационной экспансии Кремля, как реальный тревожный звонок для Альянса.

Как раз этому и будет посвящен саммит НАТО, который планируется провести в сентябре 2014 года. Одним из главных вопросов саммита будет противодействие «новым тактикам» ведения войны, то есть анализ боевых действий при интенсивном информационном давлении на примере Украины.  Союзникам нужно научиться, как противостоять информационным мифам России.

Главный тезис для Альянса на сегодня – конфликт России и Украины ясно показывает, какую важную роль может играть информационная кампания в достижении перевеса в военном конфликте.

 

Вячеслав Гусаров, эксперт ЦВПИ по вопросам информационной безопасности для «Информационного Сопротивления»





Также Инфоцентр "Война в Украине!" сообщает: