Часть 1. Руководство см. здесь Часть 2. Взаимодействие см. здесь
Ведущие страны Запада, постоянно участвующие в боевых действиях (вроде США и Великобритании), давно убедились, что материально-техническое, кадровое, медицинское и пр. обеспечение войск в ходе их участия в боевых действиях наиболее эффективно можно организовать лишь тогда, когда оно проводится полностью централизованно.
К слову, в армии США термин «снабжение», сменивший 5 лет назад термин «тыловое обеспечение боевых действий», сейчас относится к шести боевым функциям сухопутных войск вместе с разведкой, управлением, маневром , огневой мощью и защитой войск. То есть, в современной армии не разделяется «тыл» как тыловое обеспечение, и «фронт». Это – взаимно интегрированные понятия. При этом снабжение охватывает не только обеспечение армии необходимыми ресурсами, но и ее действия, не связанные с боестолкновениями. Например, в той же армии США к снабжению (в соответствии с последней редакцией полевого устава СВ ВС США FM 4-0) относится сбор и эвакуация из зоны боевых действий мирных жителей (беженцев) – этим также занимаются военные.
Нынешняя АТО на Донбассе в этом плане очень ярко и убедительно демонстрирует, что украинские силовики (и держава в целом) живут понятиями не ХХІ-го, а предыдущих веков, идя по совершенно противоположному пути. О централизованном снабжении у нас речь просто не идет. Даже в рамках одного ведомства снабжение медикаментами, боеприпасами и, например, вещевое обеспечение осуществляется различными структурами.
На это накладывается и фактор участия в АТО сразу нескольких вооруженных формирований державы. Что означает, что каждое из них задействует собственную систему (точнее, системы) обеспечения для удовлетворения потребностей своих частей и подразделений.
Добавим также фактор волонтерской помощи, когда продовольствие, бронежилеты, оборудование и снаряжение (и даже постельное белье и теплые вещи) силовикам в зоне конфликта поставляют волонтерские группы. Это массовое явление весьма положительно с точки зрения патриотизма и неравнодушия сограждан. Но оно одновременно демонстрирует огромные проблемы в работе систем обеспечения собственно вооруженных формирований.
Есть и фактор обеспечения подразделений сил АТО со стороны местных властей. Это касается, в первую очередь, территориальных батальонов в составе МО и добровольческих подразделений в составе МВД, а также Госпогранслужбы.
В итоге, система обеспечения АТО превратилась в совершенно хаотический процесс. В котором не существует единого централизованного механизма сбора данных о необходимых ресурсах и, соответственно, удовлетворения этих потребностей. Последствия этого явления печальны – то и дело с передовой мы получаем информацию о катастрофической нехватке тех или иных ресурсов. Что в итоге оплачивается жизнями и здоровьем наших ребят, и, конечно же, очень негативно влияет на успешность АТО в целом.
Само собой напрашивается решение создать хотя бы единую онлайн-базу данных о имеющихся и необходимых ресурсах во всех силах АТО (по нашим данным, сейчас процесс «мониторинга» пытаются осуществлять отдельные должностные лица – но не должен в век компьютерных технологий целый генерал расспрашивать у командиров подразделений, сколько бронежилетов им поставили волонтеры).
И раз уж государство не в состоянии обеспечить полностью потребности силовиков, с учетом этой базы необходимо создать хотя бы координирующий орган, который мог бы предоставлять информацию волонтерам о потребностях сил АТО, и участвовать в распределении этой помощи. Не обязательно указывая наименование и дислокацию таких подразделений, дабы не вскрывать состояние боеготовности войск, что сейчас происходит постоянно.
Такая база данных заставила бы и военных чиновников отвечать на неудобные вопросы. Например, отчего при острой нехватке бронежилетов в зоне АТО, первоочередными вдруг оказались закупки флотской формы одежды.
Хотя, посмотрим правде в глаза. Зная уровень коррупции у силовиков, волонтеры могут быть уверены в целевом предоставлении своей помощи лишь тогда, когда лично передают бронежилеты или прицелы бойцам. Плюс при создании такого координирующего органа неизбежно возник бы вопрос, какое ведомство должно быть ответственным за его формирование. А с учетом повсеместной «коррупционной составляющей» едва ли одна из силовых структур предоставила бы право такой деятельности своим коллегам из другого формирования.
Но это уже – вопрос борьбы с коррупцией.
И еще один момент. На самом деле, как известно, средства для удовлетворения потребностей сил АТО у силовых министерств и ведомств все же есть. Это и бюджетные деньги, довольно щедро выделяемые Кабмином на АТО, и сбор добровольных пожертвований. Проблема – в их реализации. Но это нонсенс: добровольцы за свои деньги затыкают дыры в обеспечении сил АТО, а на счетах министерств при этом накапливаются миллиарды гривен! Плюс десятки миллионов гривен пожертвований.
Сейчас тыловики Минобороны кивают на Антимонопольный комитет, который блокирует закупки, АМКУ кивает в ответ на военных – мол, это ваши происки. Все здорово, но после обмена претензиями никто так и не понял, в чем причина промедления.
Здесь необходимо вводить серьезную персональную ответственность. Которая все равно будет иметь эффективность лишь при создании единых механизмов снабжения.
И для понимания. Со времен президентства В.Ющенко украинские Вооруженные силы усиленно переходили на стандарты НАТО – в первую очередь, в системах управления. Генштаб за уши, при всем сумасшедшем сопротивлении военных чиновников, перетягивали на натовскую J- структуру. Ее суть – в относительной простоте, а потому прозрачности (чем больше запутана система, особенно в части закупки и распределения ресурсов, тем больше возможностей для коррупции). Однако при В.Януковиче пошел резкий откат к прежней, постсоветской структуре – которая идеально подходит для разного рода махинаций.
Эту систему надо менять. Закладывая в нее принципы централизации и максимальной упрощенности, что сейчас столь актуально в процессе проведения АТО. Наши силовики сейчас получили уникальную возможность обкатывать новые принципы и методы снабжения в реальных боевых условиях. При этом мы видим, что существующая система снабжения катастрофически непригодна для войны. Не надо пытаться выжать из нее невозможное. Надо активно изучать опыт воюющих стран (тем более, что Запад с удовольствием этим опытом с нами делится), и кардинально реформировать армию сегодня.
(продолжение следует)
Дмитрий Тымчук, «ИС»