Информационная экспансия России в последние недели столкнулась со значительным сопротивлением украинских информационных ресурсов. Телеканалы, радио, пресса, общественность сформировали единую украинскую позицию о том, какой должен быть восток Украины.
Несмотря на обостренную военно-политическую ситуацию в этом регионе, освещение событий подается в украинском информационном векторе.
Российская информационная кампания ощутимо ослабла. Вернее сказать стали слабее информационные месседжи с «банддеровцами» и «фашистами».
Однако в последнюю неделю возник новый информационный символ – «гуманитарная катастрофа на востоке Украины». Одновременно несколько авторитетных изданий «Дни.ру», «ИТАР-ТАСС», «RT» и др. принялись освещать гуманитарные беды в Донецкой и Луганской областях.
Это совпало с еще одним знаковым событием – решением Президента РФ Владимира Путина, об отмене постановления позволяющего использовать Вооруженные силы России на территории Украины. Вместе с этим произошли не менее интересные события. Во-первых, привлекло внимание начало переговоров представителей Украины и России с сепаратистами. А во-вторых, решение лидеров ЛНР и ДНР о создании так называемого Союза народных республик.
В дальнейшем, анализ этого «парада событий» смоделирует структуру возможного развития информационной операции на востоке Украины. Прогноз, как известно – дело неблагодарное: если окажешься прав – никто не заметит, а ошибешься – станешь врагом.
Итак, попробуем наложить события одно на другое и посмотреть на них через призму происходящих обстоятельств.
Возникший буквально на днях тезис о надвигающейся гуманитарной катастрофе в Донецкой и Луганской областях стал «раскручиваться» в СМИ с заметной частотой и интенсивностью. Авторы не стесняются в эпитетах и литературных сравнениях. Не брезгуют и жуткими подробностями. Анализ Интернет-источников только подтвердил это.
Вот некоторые из них (приводятся отдельные тезисы):
полное пренебрежение интересами мирных граждан со стороны противоборствующих сторон (отсутствует медицинское обслуживание, приостановлено образование, заморожена социальная сфера, постоянные перебои с водо- и электроснабжением, блокирование поставок гуманитарных грузов).
неразбериха с количеством погибших (никто не знает точного количества погибших, полагают, что счет им уж точно идет на тысячи). Стороны умышленно занижают число своих погибших и завышают – «вражеских» для запугивания «врагов».
огромное количество беженцев (спасаясь, люди бегут в другие регионы Украины, Крым, Ростовскую и другие области). По сообщению российских СМИ число беженцев постоянно растет, но характерно, что точного их числа нигде не найти. Одни источники говорят о 27 тыс. чел., другие о 75 тыс. чел., а третьи – до 400 тыс. чел. Если учесть, что в регионе проживало до 10 млн. чел. и украинские СМИ слабо освещали переселение, то впору верить российской пропаганде.
глумление над трупами погибших (циничность в подробностях обращения с погибшими). Приводится пример, что гибель Ил-76 с 49 военными на борту была спланирована для раздувания военной истерии и продолжения кровавой АТО на территории ДНР и ЛНР. Кроме того, глава ЛНР В.Болтов сообщил, что на месте гибели Ил-76 нет фрагментов тел десантников, намекая на пустой самолет.
И уж конечно всех потрясла информация (источник не называется) о том, что славянские ополченцы обнаружили под п. Карачун 180 тел погибших украинских военных со вспоротыми животами, а чуть дальше – еще около 300 тел без внутренних органов. Полный цинизм!
Организация «Зубр» распространила информацию, что если сначала трупы радикалов вывозили на рефрижераторах в Харьков, где их сжигали в крематории, то теперь, после массовых потерь последних дней, к Славянску пригнали несколько экскаваторов, которые роют братские могилы, куда трупы сваливают беспорядочной кучей, а потом просто засыпают и разравнивают.
В этой же информации сказано, что на Донбассе, кроме наемников из ЧВК, появились иностранные врачи со спецоборудованием. Они изымают органы из убитых и даже тяжелораненых бойцов (сайт «Зубр»). Так же, в регионе появилось заметное количество машин скорой помощи с киевскими номерами. В госпиталях появились новые специалисты – хирурги, большая часть из которых иностранцы. Но основная странность в том, что они занимаются только тяжелоранеными больными. В телефонных разговорах и между собой они упоминают о внутренних органах того или иного пострадавшего. Просто детективные подробности ужасного сценария.
обогащение на войне (воры в погонах и гражданских костюмах зарабатывают на обеспечении военных мероприятий). Во-первых, не выплачивают зарплату, обещанную бойцам АТО. Во-вторых, документально не подтверждают об участии в боевых действиях целых подразделений. В-третьих, списывают реальные боевые потери на бытовые случаи или зачисляют в списки пропавших без вести, чтобы не платить семьям погибших. В четвертых, с целью экономии средств, списывают потери, переводя бойцов в «дезертиры». В-пятых, банки не предоставляют кредитные каникулы для выплаты взятых кредитов и беспокоят семьи. В-шестых, отсутствует военное обеспечение и бойцы АТО покупают обмундирование за собственный счет (берцы, форма, бронежилет).
власти жаждут потерь с обеих сторон – по замыслу киевских стратегов должны погибнуть как сепаратисты, так и те самые бойцы, получившие опыт и закалку на «евромайдане», чтобы избавиться от конкурентов в борьбе за теплые места в Киеве.
Для нагнетания информационной истерии по поводу надвигающейся гуманитарной катастрофы стали использоваться Интернет-форумы на украинских доменах, что добавляет правдоподобности в информационные сообщения. Это новизна российской пропагандистской машины.
Итак, спецслужбы России запустили новую фазу войны – информационную операцию «Гуманитарная катастрофа». Ее основная цель – создать информационный образ грядущего античеловеческого катаклизма на востоке Украины.
Параллельно с этим, российский президент, инициировавший получение мандата на ввод войск в Украину, вдруг сделал обратный ход. Ход троянским конем. Он обратился к Совету Федераций с предложением об отзыве мандата о вводе войск на территорию Украины и получил его незамедлительно. Российская пресса это трактует, как жест мира. Европу такой шаг Путина тоже приветствует.
Еще, в это время уже начат переговорный процесс с боевиками восточных регионов Украины, который сразу трансформировался в бесконечные консультации.
И еще, создается Союз народных республик – Луганской и Донецкой республик.
Теперь соберем пазлы. Допустим, что АТО не закончится до осени.
На фоне заявленного российского невмешательства, вялотекущего переговорного процесса на территории Союза народных республик продолжаются вестись боевые действия.
В Украине формируется очередная предвыборная гонка и организация выборов отвлечет массовое сознание от реальных восточно-украинских проблем.
Дождь, слякоть, холодно в домах, продукты ограничены, стекла разбиты. Такой вот унылый «народно-республиканский» пейзаж…
Украина после осеннего предвыборного марафона. Только что закончились выборы в Верховный Совет. «Старые» депутаты работают в пол силы, а «новые» еще не начали трудиться. Чем не почва для гуманитарной катастрофы!
Именно в этот момент произойдет активизация пропагандистских кампаний.
В октябре-ноябре месяце информационная операция «Гуманитарная катастрофа» в комплексе с продолжающимися боевыми действиями на востоке Украины своей цели все-таки достигнет. Пусть даже частично.
Общество убедится, что в регионе морально-психологическая обстановка низкая. Социальное обеспечение в упадке. Две республики, объединённые в один Союз, требуют срочной гуманитарной помощи. Жителям этого восточного региона будет внушено, что помочь им сможет только Россия – одна из целей рассмотренной информационной операции.
Руководство ЛНР-ДНР (Союза) обратится к России с просьбой о гуманитарной миссии, а та этого и ждет. Для правдоподобия – даже могут провести референдум, опыт уже есть. И буквально через день российская гуманитарная миссия заработает.
Украинские войска АТО не вправе будут чинить сопротивление гуманитарной миссии, они дадут коридор.
Боевики в этот момент исчезнут: сдадутся или просто уйдут в Россию.
Население приветствует отстроенные новые больницы, школы, детсады.
Параллельно с таким развитием событий, Украина начнет готовить свою гуманитарную миссию, но будет это делать бюрократически медленно.
Украинские войска с этой территории уйдут после серии провокаций, в которых их самих и обвинят.
Со временем территории ЛНР-ДНР станут спорными между Россией и Украиной. По примеру Приднестровья, расположенного в границах Молдавии, но имеющей на своих территориях российский военный контингент (800 — 1200 чел.).
Переговоры между ЛНР и ДНР перерастут в стадию постоянно-вялотекущей дипломатии.
Традиционный вопрос в таких ситуациях: как этого не допустить и «что делать?».
Во-первых, начать создавать в Украине органы управления информационными (пропагандистскими) специальными операциями и уже сегодня начинать проводить информационные мероприятия по предотвращению замыслов Кремля;
Во-вторых, к информационным мероприятиям подключить все имеющиеся информационные, дипломатические, общественные, гуманитарные ресурсы Украины и других стран;
В-третьих, в военные мероприятия АТО включить элемент помощи гражданскому населению по подобию западных «civil-military cooperation» (или «cimic» на сленге профессионалов) – военная помощь пострадавшим гражданам, на примере миротворческой мисси в Ираке. И начать оказывать эту помощь нужно раньше россиян!;
В-четвертых, начать плотную информационно-психологическую работу с гражданским населением Донецкой и Луганской областей, тем более, что специальные силы и средства в украинском Министерстве обороны есть.
В-пятых, Россия, скорее всего, станет корректировать тактику и планы информационной операции, узнав об информированности и подготовке контрмер украинской стороной. К этому тоже нужно быть готовым.
Итак, на сегодняшний день происходит активизация нового витка российской информационной кампании, под условным названием «Гуманитарная катастрофа».
Она заключается в создании плотного информационного потока негативной информации, который будет поступать через всевозможные каналы – СМИ, Интернет-ресурсы, общественные неправительственные организации, публичную дипломатию, распространение слухов и другие. Целью этой кампании является формирование мнений у населения о гуманитарной катастрофе, из которой может помочь выйти только Россия.
Вячеслав Гусаров, эксперт ЦВПИ по вопросам информационной безопасности для «Информационного Сопротивления»