Относительно конфликта между МО и АМКУ в связи с закупками для нужд АТО.
Как известно, Минобороны обвиняет антимонопольщиков в блокировании закупок. Те в ответ утверждают, что при блокировании закупок по жалобам частных структур действуют оперативно, а в длительном блокировании якобы виновато исключительно военное руководство с его медлительностью.
Мы попробовали разобраться в ситуации. Представляется следующая картина.
1. Бронежилеты
а) АМКУ утверждает, что Минобороны проводило закупку бронежилетов не по упрощенной процедуре (в соответствии с решением Верховной Рады «под АТО»), а по обычной тендерной, которая может длиться до 120 дней. Решение о закупке бронежилетов МО якобы приняло 12 мая, хотя на тот момент уже действовал закон об упрощенной процедуре закупок для АТО. Потому бронежилеты закупаются столь медленно.
В МО отвечают: решение о закупке на самом деле было принято 30 апреля. На тот момент еще не действовал закон об упрощенной процедуре закупок для АТО. Соответственно, проводился тендер. Дата 12 мая всплыла из-за того, что ГП «Зовнішторгвидав» опубликовал сообщение о тендере именно в этот день – хотя, как утверждают в МО, передали в ГП объявление о тендере именно 30 апреля.
б) АМКУ утверждает, что упрощенная процедура закупок позволяет провести их за 7-10 дней.
В МО отвечают: действуя согласно Закону, выдерживая все указанные в нем сроки, уложиться ранее чем за 17 дней невозможно. Это не учитывая длительность переговорного процесса с поставщиком, подготовку им документов для подтверждения квалификационных критериев и т.д.
В итоге, учитывая все нюансы, упрощенная процедура на практике может длиться 20-35 дней. Это если АМКУ не будет блокировать закупки по жалобам других производителей.
в) АМКУ указывает, что 18 июня отреагировал на жалобу одного из производителей, срочно заблокировал процедуру закупки бронежилетов и тут же послал все документы в МО. Но Минобороны якобы очень долго реагировало.
В Минобороны указывают, что, действительно, 18 июня получили «телегу» из АМКУ с требованием за 3 дня подать все документы по этим закупкам, где также было указано, что рассмотрение жалобы состоится 26 июня. МО клянется, что уже 20 июня все документы были переданы в АМКУ.
г) МО указывает, что в данном случае, согласно Закону, АМКУ мог не блокировать процедуру закупки бронежилетов, а рассматривать жалобу 18 июня без приостановки процесса закупки. Но по непонятным причинам АМКУ заблокировал процесс.
Выводы: АМКУ стоит пояснить, для чего блокировался процесс закупки, если можно было проводить рассмотрение жалобы без этого. А также объяснить методику расчета длительности упрощенной закупки в 7-10 дней (если эти расчеты оправданы, возникают вопросы к МО по поводу правдивости утверждения о 20-35 днях).
Впредь стоит ввести персональную ответственность чиновников АМКУ за незаконное блокирование закупок для нужд АТО.
Минобороны стоит пояснить, отчего оно не реагировало на промедление ГП «Зовнішторгвидав» с публикацией объявления о тендере. А также объяснить, отчего с вступлением в силу Закона об упрощенных закупках не был срочно приостановлен уже проводящийся тендер, и закупки бронежилетов не стали проводиться по упрощенной процедуре (все равно закупки проводились бы несравненно оперативнее).
На будущее также ввести персональную ответственность военных чиновников за затягивание закупок для нужд АТО. Определить, что допускаются только минимально возможные сроки закупок.
2. Медикаменты
АМКУ утверждает, что получил 33 жалобы по закупке Министерством обороны лекарств, в том числе тех, которые используются украинской армией во время АТО. На сегодня на рассмотрении находятся 6 из этих жалоб. Жалобы по закупке лекарств, которые начнут рассматривать сегодня, 24 июня, касаются закупки лекарственных препаратов, которые, как объясняет жалобщик, были закуплены одновременно иностранные и отечественные.
Группа «ИС» располагает документами по одной из таких жалоб. В частности, на основании жалобы ТОВ «Нафтоперспектива» АМКУ заблокировал закупку военными сразу 13 (!) наименований лекарств.
Для справки: по нашим данным, ООО «Нафтоперспектива» создано 08.04.2014 г., и сразу принялось проталкивать МО свои лекарства. Это при том, что у этого предприятия отсутствует лицензия на производство, оптовую и розничную торгов лекарственными средствами, что было подтверждено письмом Госслужбы Украины лекарственных средств. Также, по нашим данным, АМКУ располагает соответствующим заключением Госслужбы.
Далее следует интересная хронология.
3 июня сам АМКУ отказал ООО «Нафтоперспектива» в удовлетворении жалобы по закупке Минобороны лекарств.
Однако уже через три дня, 6 июня, АМКУ опять блокирует закупки на основании жалобы все того же ООО «Нафтоперспектива». Здесь непонятно, что могло произойти за 3 дня, чтобы жалоба этого ООО из необоснованной стала вдруг обоснованной.
Интересно и то, что после приостановки закупки лекарств 6 июня, и получив все документы от МО 12 июня (к слову, эти же документы уже ранее подавались АМКУ на жалобу 3 июня) АМКУ назначет рассмотрение жалобы на 24 июня. Странная «оперативность», учитывая нынешнюю острую потребность армии в медикаментах.
Выводы: АМКУ стоит пояснить, отчего он дважды блокирует закупки на основании жалоб одного и того же жалобщика, заведомо зная (по крайней мере, при втором блокировании), что данное ООО не удовлетворяет требованиям, выдвигаемым к участнику подобных закупок. И почему рассмотрение жалоб проводится только через 12 дней (!) после получения всех необходимых документов от МО.
Минобороны стоит пояснить, отчего, учитывая острую необходимость сил АТО в медикаментах, оно ранее апеллировало к правоохранителям, общественности и высшему политическому руководству страны, учитывая острую потребность ВС Украины в медикаментах. И отчего при второй подаче документов они были переданы АМКУ только спустя 6 дней после получения жалобы и блокирования закупок.
Секция «Браво» группы ИС