Как и следовало ожидать, объявленное Президентом Украины перемирие на Донбассе де-факто превратилось в игру в одни ворота.
Террористы изначально заявляли о том, что не прекратят огонь. Потому рассчитывать на обратное мог только отчаянный оптимист. В итоге уже за первые сутки перемирия имеем десятки случаев нападения на силы АТО и диверсий, при отсутствии активных действий силовиков.
Какую смысловую нагрузки несет перемирие для нас?
С военной точки зрения такой шаг весьма сомнителен. Отсутствие активности со стороны сил АТО позволяет боевикам:
1. провести перегруппировку собственных сил в соответствии с расстановкой сил противника;
2. укрепить районы обороны, фактически беспрепятственно проводя необходимые мероприятия по фортификации, обустройству инженерных заграждений, оборудованию огневых точек и т.д.
3. провести «мобилизацию», с помощью идущих из России денег, а также силовыми методами пополнив свои поредевшие за последнюю неделю ряды;
4. провести анализ имеющихся сил и средств и определить необходимость в первоочередных ресурсах, которые должна предоставить террористам Россия для ведения дальнейших боевых действий;
5. беспрепятственно осуществлять провокации под видом силовиков, дискредитируя силы АТО и давая российским СМИ нужную «картинку».
Что касается последнего, то эти действия мы уже наблюдаем – когда боевики в форме украинских силовиков совершают террористические акты. Учитывая последовавшее заявление Путина о «несоблюдении» перемирия на Донбассе, ясно, по чьему заказу и для чего это делается.
В то же время, плюсов для силовиков от перемирия немного. Основные:
1. возможность провести ротацию подразделений на напряженных участках;
2. провести мероприятия по перегруппировке сил и средств, необходимые для дальнейших активных действий;
3. попытаться решить основные проблемы в обеспечении войск.
В то же время, в политическом плане мы видим куда более весомые аргументы за перемирие. Поскольку оно позволяет:
1. апеллировать к мирному населению Донбасса (той части, которая поддерживает террористов), показав, кто им друг, а кто враг. Поскольку изначально было ясно, что с объявлением перемирия не прекратится не только «боевая активность» террористических групп, но и их «повседневная деятельность» в виде мародерства, грабежей и прочих форм насилия. Соответственно, давая понять, что силы АТО являются для граждан единственным спасителем от этой нечисти.
2. попытаться наладить диалог с так называемыми лидерами общественного мнения Донбасса. Шаг в практической плоскости сомнительный (учитывая, что таких лидеров, способных сегодня влиять на ситуацию, фактически нет). Но в плане политической демонстрации готовности украинской власти к мирному диалогу – то, что нужно.
3. соответственно, выбить карты из рук мощнейшего российского лобби на Западе, дав аргумент в пользу поддержки Украины в руки адекватных европейских политических элит;
4. нейтрализовать потуги местных олигархов, преследующих свои цели, изобразить силы АТО такими же виновниками насилия на Донбассе, как и террористы. Поскольку в данных условиях призывы олигархических элементов и подконтрольного им ресурса «к миру» и «прекращению вооруженного противостояния» по факту получаются адресованными только боевикам.
Как видим, некоторые из пунктов «военного проигрыша» и «политического выигрыша» пересекаются – в частности, относительно «имиджа» сил АТО и, как следствие, украинской власти (со стороны сил АТО – демонстрация стремления к миру, со стороны террористов – их дискредитация). Сможет ли Украина доказать и международному сообществу, и собственному населению на Донбассе, что террористы – это однозначное зло, а силовики – «силы добра»? Это еще вопрос.
Однако и по этому, и по остальным пунктам совершенно ясно, что Украина на время объявленного перемирия не может сидеть сложа руки и ждать, пока террористи полностью самодискредитируются и закончат жизнь самоубийством. Данная пауза должна быть максимально использована для работы по двум важнейшим взаимосвязанным направлениям – внешнеполитическому и информационному.
Если Киев не сможет за время, оставшееся до 27 июня, переломить ситуацию в свою пользу по этим двум фронтам, то перемирие окажется абсолютно бессмысленным.
Дмитрий Тымчук, группа «ИС»