Грядет День крещения Руси, дата, которая с 1988 года (1000-летия события) стала общенациональным праздником и с тем или иным размахом, в зависимости от ее «круглости», отмечается ежегодно.
Как правило, торжества проходят не только в Москве, но и в Киеве. С 2008 года на празднование в Киев регулярно приезжает Патриарх Московский и всея Руси, и в связи с этим вокруг гипотетической поездки в Украину патриарха Кирилла уже возникли всевозможные слухи и конспирологические версии.
Пресс-служба Киевского патриархата вообще бьет тревогу: по имеющейся у нее информации, Москва якобы готовит переворот в УПЦ МП и воспользуется торжествами, чтобы низложить только что выписавшегося в очередной раз из больницы митрополита Владимира и поставить во главе украинской церкви послушного ей человека. Для этого празднование вроде бы планируется перенести из Киева, где патриарху Кириллу будет сложно организовать необходимую охрану, в Херсонес — по преданию, местоличного крещения князя Владимира, нофактически на территорию, контролируемую российскими властями и спецслужбами.
Многим версия не кажется такой уж неправдоподобной, во всяком случае, департамент по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины уже распространил заявление о нежелательности визита, еще более эмоциально на возможный приезд предстоятеля Русской церкви отреагировал (даже перепутав города) мэр Херсона Владимир Николаенко. «Я хотел бы заметить, что мы с большим уважением относимся к прихожанам Православной Церкви Московского Патриархата, ко всем священникам, которые служат в нашем городе, и к Митрополиту Владимиру, который является главой УПЦ МП. Мы всячески способствуем развитию духовности в Херсоне, но боюсь, что сейчас Патриарх Кирилл никакого отношения к духовности не имеет. Если коротко: господин Кирилл, вас здесь не ждут», — заявил мэр. А все потому, что, на его взгляд, «глава РПЦ благословляет агрессию Российской Федерации против нашей страны, и является главным пропагандистом воображаемого»русского мира»».
Вот странное дело: патриарх Кирилл регулярно призывает к умиротворению и молитвам о преодолении междуусобной брани, делает заявления о том, что кровопролитие следует немедленно остановить, а подозрения в оправдании агрессии остаются. Почему так?
Быть может, потому, что почти в каждом обращении патриарха содержится некоторое лукавство? Вот и в последнем глава церкви подчеркивает, что «междуусобная брань» разгорелась не где-нибудь, а «в южных пределах исторической Руси», говорит об опасности «потери подлинного суверенитета народа» (базирующегося «на основе тех нравственных, духовных и культурных ценностей, что были вместе с Божественной благодатью восприняты нашими предками в Киевской купели Крещения Руси»), но ни слова — о суверенитете Украины как самостоятельного государства.
Быть может, потому, что сами воюющие за «независимость» юго-востока ополченцы всячески демонстрируют свою связь с Русской православной церковью. «Русская церковь благословила нас на ту войну, которую мы ведем. Это война за русский мир, война за Новороссию, это война за свободу от фашизма… от украинского, и мы в этой войне победим, потому что наше дело правое», — говорил, раздавая бойцам календарики, присланные из Троице-Сергиевой лавры, донецкий «народный губернатор» Павел Губарев.
Более того, многие связанные в общественном сознании с РПЦ персоны, Егор Холмогоров, например, или Иван Охлобыстин, требуют ввести в Донбасс российские войска. Но Холмогоров и Охлобыстин ладно, они никак сейчас официально с церковью не связаны, а вот Правозащитный центр Всемирного русского народного собора, который собирается «провести в Новороссии форум по военным преступлениям» или создание Союзом православных граждан Новороссии батальона «Православный восход» —.детали куда более говорящие: и Всемирный собор, и Союз православных граждан — организации, аффилированные с Московским патриархатом и полностью ему подотчетные, и то, что в данном случае в срочном порядке возникло некое «новороссийское» подразделение Союза, никого обмануть не может. Поначалу новостные ленты сообщили, что батальон создается для помощи ополченцам при охране беженцев. Но позже появилось обращение Союза уже не столь мирного содержания: «Переходите на сторону ополчения, народной православной армии Святой Руси, в батальон «Православный восход». Вместе будем биться за Русь Святую и веру православную!» — говорится в нем.
Так что в незавидном положении оказался патриарх Кирилл. Ему бы очень хотелось выглядеть миротворцем, чтобы все вокруг верили: церковь в отношении военного конфликта на юго-востоке Украины занимает совершенно независимую позицию и всячески содействует установлению мира. А не получается. И не получится.
Напуганная размахом протестного движения два-три года назад, требованиями демократизации общества, власть стала гораздо внимательнее относиться к идеологическим концептам, разрабатывавшимся в православной, как правило, консервативно-националистической, среде (либерально настроенные верующие больше озабочены вопросами духовными), и в результате подсела на идею «русского мира». А официальная церковь с гораздо большим по сравнению с былыми временами рвением стала пестовать в народе любовь к властям. И хотя нельзя сказать, что патриархия целиком и полностью удовлетворяет потребности режима в идеологии, теперь, однако, очень трудно будет доказать свою независимость — даже в вопросах, по которым у церкви и власти имеются серьезные расхождения.
Светлана Солодовник, «ЕЖ»