Мы уже сообщали об интересе украинских силовиков к разработке харьковских «оборонщиков» — ББМ «Дозор-Б», готовом реализоваться в масштабный процесс закупки подобной техники для силовых структур.
Этот интерес более чем объясним: в условиях проводимой на востоке страны антитеррористической операции, отсутствие современной бронетехники (приспособленной для боевых действий в городе, сопровождения автоколонн, проведения разведки и патрулирования и т.д.) у Вооруженных сил и МВД зачастую означает не только низкую эффективность АТО. Но и часто оплачивается кровью наших ребят.
Особое значение имеет такая бронетехника и для украинских пограничников, которые сегодня вынуждены не охранять, а оборонять госграницу Украины с Россией. Оснащенные автомобильной техникой пограничные наряды физически не могут противостоять прорыву границы колоннами российских наемников, вооруженных пулеметами и гранатометами.
Кроме того, сейчас, как известно, в составе Госпогранслужбы Украины идет восстановление мотоманевренных групп, предназначенных для прикрытия границы – на данный момент ГПС рапортует о создании 7 таких подразделений. Однако, опять таки, на данный момент существует возможность оснащать их лишь техникой вчерашнего дня – в лучшем случае БТР-80.
То есть, сверхактуальность получения силовиками новейшей бронетехники налицо. Однако стоит вспомнить, что далеко не одни лишь харьковские «оборонщики» в Украине конструируют и производят боевые бронированные машины. Тогда как сегодня необходимо использовать на 100% все имеющиеся возможности.
В этом плане внимание привлекают разработки, продемонстрированные еще несколько лет назад, получившие высокие оценки от силовиков, но так до сегодняшнего дня и не нашедшие применения. Среди них, помимо «Дозора-Б», стоит упомянуть и ББМ «Казак», впервые продемонстрированную во время празднования Дня Независимости еще в 2009 г.
Эта ББМ изготовлена Научно-производственным объединением «Практика», которое является ведущим отечественным производителем средств технической безопасности для банков и активно ведущая работы по бронированию транспортных средств. Изначально созданная «Практикой» ББМ была предназначена для применения в составе специальных подразделений (тогда в Украине только заговорили о создании Сил специальных операций, для которых и создавался «Казак»).
Справка «ИС»
5,5-тонный «Казак» имеет двигатель мощностью 176 лошадиных сил и в снаряженном состоянии способен буксировать прицеп весом до 4 тонн. Он способен преодолевать препятствия под углом 35 градусов и брод глубиной до 1,5 метра. V-подобное днище способно выдержать взрыв мины не менее 3 килограммов в тротиловом эквиваленте, а каркасный принцип построения капсулы салона дает возможность экипажу при этом оставаться неповрежденными. Конструкция разрешает варьировать степенью защиты путем замены толщины панелей, в зависимости от условий применения боевой машины. Также «Казак» имеет GPS-навигатор, прибор радиационной и химической разведки, камеру заднего вида, парктроник, кондиционер, систему ABS и повышенные звуко- и термоизоляцию.
Вооружение — 12,7-мм пулемет НСВТ или украинский «аналог» — КТ-12,7 (боекомплект — 450 патр.), 7,62-мм пулемет ПКМ (2000 патр), авт. гранатомет АГС-17 (87 выстр.)
Колесная формула — 4х4
Клиренс — 365 мм
Двигатель — IVECO, дизельный, 4-цилиндровый с турбонаддувом, рядный, EURO-4
Макс. скорость — 120 кмч
Минимальный радиус разворота — 9,5 м
Контрольный расход топлива — 15 л на 100 км
На фото: ББМ «Казак» с двигателем IVECO
Стоит заметить, что тогда весь процесс от разработки до создания исследовательского образца ББМ происходил за счет НПО «Практика». Вооруженные Силы Украины не израсходовали ни единой копейки. Но, хотя машина получила высокие оценки от руководства Минобороны и Генштаба, к сожалению, дальше разговоров и похвал тогда дело не пошло. Стоит надеяться, что сейчас ситуация изменится.
К слову, в том, что руководством НПО «Практика» движет уж никак не желание «заработать» на сегодняшних нуждах силовиков, а действительно основанное на патриотизме желание помочь стране, можно убедиться на других примерах.
Так, как сообщил нам глава НПО «Практика» Олег Высоцкий, в настоящее время между его научно-производственным объединением и Госпогранслужбой Украины подписан договор, в соответствии с которым «Практика» бесплатно (т.е. за счет предприятия) осуществляет бронирование имеющихся в распоряжении пограничников «лендроверов». В частности, на сегодня закончены работы по оборудованию первого опытного образца.
Как убеждает руководство НПО, силовая установка «лендроверов», которыми оснащены подразделения пограничников, вполне позволяет оснастить машину легкой противопульной и противоосколочной броней. Которая, тем не менее, способна обеспечить вполне неплохую защиту в столкновениях с группами террористов на восточных границах Украины. При этом внешне автомобиль практически не претерпевает изменений.
Еще одна «ситуативная» разработка НПО «Практика» — использование для создания бронетехники базы автомобилей, имеющихся в составе ВС Украины. В частности, если изначальный вариант «Казака» был разработан с двигателем IVECO, то на данный момент существует вариант с использованием шасси ГАЗ-66, с полной заменой силовой установки на новую, с дизельным двигателем.
Как известно, этих автомобилей на базах хранения армии – огромное количество, что сильно удешевляет производство ББМ на их основе.
На фото: ББМ «Казак» на базе ГАЗ-66
На «Казак» на базе ГАЗ-66 устанавливается пулемет калибра 12.7 мм (НСВТ или КТ-12,7), либо автоматический гранатомет АГС-17. Совместно с КБ «Луч» разработана модификация с ПТУР.
Данный образец прошел успешные полевые испытания.
Есть также модификация на базе ГАЗ-53. Этих автомобилей также осталось немало в составе и Вооруженных сил, и иных вооруженных формирований страны.
В данной схеме также проводится полная замена силовой установки, устанавливается новый бронированный кузов с креплениями для установки вооружений.
На фото: ББМ «Казак» на базе ГАЗ-53
Секция «Дельта» группы «Инофрмационное сопротивление»